«Использование метода проектов на уроках информатики»
Учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»
Щукина Наталья Васильевна
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Т. Эдисон
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Э. Кант
Актуальность
Сегодня одной из главнейших задач современной школы является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников, основываться на личном опыте ребенка. Учащийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Именно поэтому, результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. А этого можно достичь, используя на уроках метод проектов. И предмет «Информатика и ИКТ» в этом плане находится в выигрышной ситуации. Во-первых, изучается достаточное количество тем, где учащиеся могут проявить свое творчество и самостоятельность. Во-вторых, на уроках используются компьютеры, что вызывает у ребят большой интерес.
Противоречия
Между необходимостью качественного усвоения знаний и способностями учащихся усваивать учебную информацию.
Между необходимостью формирования ключевых компетенций и неодинаковой подготовленностью к обучению обучающихся.
Между запросами общества и содержанием программного материала.
Проблема
Сложившаяся идеология потребления, снижение престижа уровня знаний, образованности и умения добывать самостоятельно новые знания с применением их в разнообразной практической деятельности;
Снижение уровня школьной мотивации и познавательной активности.
Ведущая идея
максимальная помощь обучающемуся через организацию проектной деятельности.
Цель:
Создать условия для формирования учебно-познавательной активности школьника через проектную деятельность
Задачи
Совершенствование уровня приемов и способов проектной деятельности обучающихся
Разработка заданий в соответствии с выявленным уровнем знаний, интересами и способностями учащихся
Создание условий для творческого саморазвития
Формирование у обучающихся новых форм учебной деятельности
Развитие самостоятельной работы обучающихся
Гипотеза :
Если использовать проектную технологию, то это позволит активизировать творческую деятельность учащихся, повысить результативность и мотивацию обучения.
Сроки реализации проекта
2016 – 2017 учебный год
Участники проекта
Ученики 8-11 классов
Объект исследования:
Учебно-познавательная деятельность школьников
Предмет исследования:
организация процесса обучения с использованием проектных технологий
План действий по реализации проекта
анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
выявление возможности использования проектных технологий обучения как средства развития творческих способностей учащихся;
определение уровня развития творческих способностей учащихся
проектирование дидактической модели развития познавательной активности средствами проектных технологий обучения;
Методы исследования
изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования
обработка результатов эксперимента и их интерпретация
наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, количественный и качественный
анализ ответов обучающихся
Этапы и сроки реализации проекта
Этапы | Сроки |
I. Подготовительный этап | Август -сентябрь 2016г |
II. Внедренческий этап | Октябрь2016-март 2017г |
III. Оценочный этап | Апрель-май 2017г |
Оценка рисков
I. Подготовительный этап
Цель: создать условия для реализации проекта.
Задачи:
Изучение передового опыта по теме.
Проведение входного контроля.
Проведение анкетирования с детьми и родителями.
Входной контроль
Диагностика познавательных процессов
II. Внедренческий этап
Цель: проведение диагностики; разработка руководства для учащихся; cоставление программы; разработка критериев оценивания и самооценивания проектов; планирование метапредметных результатов.
Задачи:
Выявление отношения учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
Использование современных технологий в создании информационно-образовательной среды.
Развитие самостоятельности, самореализация приобретенных знаний не только в школе, но и в привычной бытовой обстановке.
Пути организации учебно-познавательной деятельности
Урок
Внеурочное время (проектно-исследовательская)
Работа с родителями (собрание, беседы, анкетирование)
Свободная самостоятельная работа
Формы и виды организации занятий:
Защита проектов
Олимпиады
Конкурсы творческих работ
Научно-практическая конференция
III. Оценочный этап
Цель: определение эффективности использования проектных технологий в учебно-познавательной деятельности школьника.
Задачи:
Оценка результативности образовательной среды.
Анализ сформированности учебной мотивации и развития учащихся.
Уровень развития познавательных интересов.
Участие в городских конкурсах и олимпиадах.
Диагностика познавательных процессов
Уровень школьной мотивации
Уровень развития познавательных интересов
Итоговая диагностика