СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода проетов на уроках русского языка в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроках русского языка»


Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов.

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.


(С Л А Й Д) не читать

  • Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • Интегрирующий знания, умения и навыки разных дисциплин;

  • Личностно ориентированный;

  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • Здоровьезберегающий.


Варианты использования метода проектов

(С Л А Й Д)

  • Тренажеры по русскому языку

  • Математический задачник

  • Копилка читательских удовольствий

  • Тренажеры по математике


Богатыми возможностями для организации проектной деятельности учащихся обладают все учебные предметы, остановлюсь на уроках русского языка.

Все мы используем на уроках карточки, и особенно нравятся детям оригинальные, изготовленные нами учителями. А почему бы самим детям не изготовить такие карточки.

Главная цель данного проекта:

(С Л А Й Д)

составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по какой-либо теме.


Поставила перед собой задачи:

Задачи проекта:

(С Л А Й Д )

  • Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;

  • Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;

  • Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.


Планируемый результат:

( С Л А Й Д )

сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам.


Этапы проектной деятельности (занимает 2-3 урока) (С Л А Й Д)

  • Погружение в проект

  • Организация деятельности

  • Осуществление деятельности

  • Презентация


Разрабатывается алгоритм выполнения проекта, который дается детям.

Алгоритм выполнения проекта

(С Л А Й Д)

  • Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер

  • Определение типа задания-тренажера

  • Разработка содержания задания тренажера и его оформление

  • Придумывание оформления

  • Подготовка презентации проекта

  • Презентация авторского варианта

  • Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом

И обязательно критерии оценки качества разработанных тренажеров

Критерии для оценки качества разработанных тренажеров

(С Л А Й Д)

  • Соответствие содержания задания тренажера определенной пройденной теме, орфограмме, требующей отработки

  • Удобство применения тренажера и возможность многократного его использования для разных учеников

  • Оригинальность содержания заданий и способа их оформления


Так как дети должны защитить свою работу и презентовать ее другим, то разрабатываются требования к презентации.

Требования к презентации:

(С Л А Й Д)

  • Краткость выступления

  • Выразительность защиты

  • Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)



  • На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.

  • Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.

  • Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.

  • Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.



Я предлагаю вам попробовать придумать проект карточки тренажера и презентовать его нам.

Алгоритм выполнения проекта и требования к презентации перед вами.


Алгоритм выполнения проекта

(С Л А Й Д) (не читать)

  • Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер

  • Определение типа задания-тренажера

  • Разработка содержания задания тренажера и его оформление

  • Придумывание оформления

  • Подготовка презентации проекта

  • Презентация авторского варианта

  • Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом

    • Краткость выступления

    • Выразительность защиты

    • Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)


Выполняют работу несколько минут


А теперь посмотрим, как выполняли эту работу дети


(В И Д Е О Р О Л И К С П Р Е З Е Н Т А Ц И Е Й Д Е Т Е Й)


Результатом работы считаю:

1) Систематизация знаний детей по русскому языку;

2) Высокая активность детей в творческих делах, на всех уроках;

3) Активная помощь родителей детям, их заинтересованность учебным процессом;

4) Дети в школу идут с желанием, им не терпится показать всем свою работу, рассказать о ней.

5) Пополняется банк карточек.

Хотя со вторым классом мы находимся пока только на начальном этапе работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!