Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов.
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
(С Л А Й Д) не читать
Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
Интегрирующий знания, умения и навыки разных дисциплин;
Личностно ориентированный;
Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
Здоровьезберегающий.
Варианты использования метода проектов
(С Л А Й Д)
Богатыми возможностями для организации проектной деятельности учащихся обладают все учебные предметы, остановлюсь на уроках русского языка.
Все мы используем на уроках карточки, и особенно нравятся детям оригинальные, изготовленные нами учителями. А почему бы самим детям не изготовить такие карточки.
Главная цель данного проекта:
(С Л А Й Д)
составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по какой-либо теме.
Поставила перед собой задачи:
Задачи проекта:
(С Л А Й Д )
Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.
Планируемый результат:
( С Л А Й Д )
сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам.
Этапы проектной деятельности (занимает 2-3 урока) (С Л А Й Д)
Разрабатывается алгоритм выполнения проекта, который дается детям.
Алгоритм выполнения проекта
(С Л А Й Д)
Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
Определение типа задания-тренажера
Разработка содержания задания тренажера и его оформление
Придумывание оформления
Подготовка презентации проекта
Презентация авторского варианта
Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
И обязательно критерии оценки качества разработанных тренажеров
Критерии для оценки качества разработанных тренажеров
(С Л А Й Д)
Соответствие содержания задания тренажера определенной пройденной теме, орфограмме, требующей отработки
Удобство применения тренажера и возможность многократного его использования для разных учеников
Оригинальность содержания заданий и способа их оформления
Так как дети должны защитить свою работу и презентовать ее другим, то разрабатываются требования к презентации.
Требования к презентации:
(С Л А Й Д)
На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.
Я предлагаю вам попробовать придумать проект карточки тренажера и презентовать его нам.
Алгоритм выполнения проекта и требования к презентации перед вами.
Алгоритм выполнения проекта
(С Л А Й Д) (не читать)
Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
Определение типа задания-тренажера
Разработка содержания задания тренажера и его оформление
Придумывание оформления
Подготовка презентации проекта
Презентация авторского варианта
Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
Выполняют работу несколько минут
А теперь посмотрим, как выполняли эту работу дети
(В И Д Е О Р О Л И К С П Р Е З Е Н Т А Ц И Е Й Д Е Т Е Й)
Результатом работы считаю:
1) Систематизация знаний детей по русскому языку;
2) Высокая активность детей в творческих делах, на всех уроках;
3) Активная помощь родителей детям, их заинтересованность учебным процессом;
4) Дети в школу идут с желанием, им не терпится показать всем свою работу, рассказать о ней.
5) Пополняется банк карточек.
Хотя со вторым классом мы находимся пока только на начальном этапе работы.