СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе с применением технологии проблемного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС ООО использование  деятельностного подхода в обучении школьников – одна из задач современной школы. В то же время учитель не всегда имеет четкое представление, как это реализовать на практике, именно поэтому разработка проблемных уроков особенно актуальна. Организация проблемного урока предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Проект урока русского языка в 5 классе  разработан с применением технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе с применением технологии проблемного обучения»

Рубцова А.Д., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ »


Урок русского языка в 5 классе


Пояснительная записка


В условиях реализации ФГОС ООО использование деятельностного подхода в обучении школьников – одна из задач современной школы. В то же время учитель не всегда имеет четкое представление, как это реализовать на практике, именно поэтому разработка проблемных уроков особенно актуальна. Организация проблемного урока предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Проект урока русского языка в 5 классе разработан с применением технологии проблемного обучения. В собственной педагогической деятельности применяю проблемно-диалогическое обучение с 2008 года, сегодня с уверенностью могу сказать, что проблемный урок – это урок, которого ждут дети. Применение технологии проблемно-диалогического обучения отражается как на личностных результатах обучения, так и на предметных. У школьников повышается уровень учебно-познавательного интереса, появляется внутренняя мотивация к изучению русского языка.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ


Предмет: русский язык

Возраст детей: 11 лет, 5 класс

Место проведения: класс.



ТЕМА: Полные и краткие прилагательные

  • Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;



Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;



Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник, интерактивная доска

ХОД УРОКА

Ι. Организационный момент

Эпиграф к уроку «Корень учения горек, да плод сладок»

Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Посмотрите на доску, что вы видите? (схемы слов)

Учитель: Составьте слова к данным схемам. Слова какой части речи вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)

Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)

Учитель: К какой части речи относятся слова, которые вы придумали к схемам второго столбика? (существительные)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности (целеполагание).

Учитель: Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.

Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весела.

Учитель: Что заметили? (изменилось окончание)

Учитель: Основа изменилась? (нет)

Учитель: Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет? На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?). Как можно назвать такие прилагательные ( краткие)

Учитель: Определите тему урока. (Краткие прилагательные) Записать тему на доске.

Учитель: Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) Все вопросы детей фиксируются на доске.

Учитель: Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в тетради и на доске. Как вы думаете, образовалась краткая форма прилагательных: весел, весела, весело. Что изменялось? А что не менялось? ( Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -о, -а)

Учитель: Давайте проверим наши выводы, обратимся к языковому материалу. Образуйте краткую форму от прилагательных: чистый, пустой, мягкий, бледный. ( Учащиеся работают в парах, образуют прилагательные в краткой форме, записывают в приготовленную таблицу )


Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

чистый





пустой





бледный





мягкий





Учитель: Какие окончания прибавили в мужском роде, в женском роде, в среднем роде, во множественном числе? Образование каких слов вызвало затруднение? (появление беглых гласных о-е в словах мягок, бледен)

Учитель: Рассмотрите внимательно таблицу, сделайте вывод о том, как изменяются краткие прилагательные? Изменить краткие прилагательные по падежам, сделать вывод (краткие прилагательные не склоняются).

Учитель: Где можно проверить эту информацию? (в учебнике) Откройте параграф 104, страница 92, прочитайте и сравните с нашими выводами (учитель продолжает оформление опорной схемы на доске).

IV. Применение нового знания

Физ.минутка: Учитель называет прилагательные, дети поднимают руки вверх, если услышат полное прилагательное, и приседают, если услышат краткое.

Учитель: Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему научились? На доске записано предложение. Утренний воздух чистый и свежий. Придумайте к нему задание. ( Записать предложение, заменить прилагательные в полной форме краткими, выделить окончание, определит род)

(Дети записывают «Утренний воздух чист и свеж»)

Учитель: Давайте проверим (учащиеся объясняют, как образовали краткие прилагательные). От какого прилагательного вы не смогли образовать краткую форму (утренний), значит, не все прилагательные имеют краткую форму. Я тоже записала предложение «Утренний воздух чист и свежий». Подумайте в чем здесь ошибка, исправьте её (ответы детей).

Задание – ловушка: Учитель записывает предложение с орфографической ошибкой в слове СВЕЖЬ.

Учитель: Все ли согласны с моей записью? Что заметили? Кто может объяснить? Если мы сомневаемся в правописании слов, куда нужно обратиться? (к словарю, к учебнику). Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, используя теоретический материал учебника (самостоятельная работа учащихся с правилом в учебнике страница 92).

Учитель: Как узнать, какую роль краткие прилагательные играют в предложении (сделать синтаксический разбор). Выполните синтаксический разбор и определите, чем краткие прилагательные являются в предложении (делают вывод, что сказуемым).

Учитель: Сравните, чем полные прилагательные отличаются от кратких, работаем в группах, ответы оформляем в предложенной таблице. Объединитесь в группы по цвету фигур и, обсудив, выполните задание на карточках. (учащиеся защищают свои выводы, взаимооценка).

Учащиеся в группах выполняют задание, которое проверяет степень усвоения теории по теме. Для объединения в группы используется прием «объемная мозаика». (Все учащиеся при входе в класс получают различные геометрические фигуры разного цвета, деление на группы происходит по принципу одинаковых фигур. После обсуждения в группах ученики снова объединяются в группы, но уже по цвету)

Учащиеся обсуждают в группе, затем объединяются в другие группы по форме фигур и сверяют свои ответы в карточках. Объясняют свою точку зрения, приходят к общему выводу. Затем учитель открывает правильное решение задания на слайде, учащиеся ещё раз проговаривают отличие полной и краткой формы прилагательных.

Полные прилагательные

Краткие прилагательные







После сравнения на доске должна появиться опорная схема «Прилагательные полные и краткие»

Учитель: Вернёмся к эпиграфу «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это предложения, найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей, взаимооценка).

V. Итог урока.

Учитель: Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы ответили? Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……

VI. Домашнее задание на выбор учащихся.

  • Упражнение 592 (Списать предложения, заменяя полные прилагательные краткими).

  • Придумать сказку по готовому вступлению «В необычной стране Морфологии жили полные Прилагательные и были у них младшие братья краткие Прилагательные».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык» 5 класс, II часть, М.,«Просвещение», 2012.

  2. Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку» 5 класс, Москва, «Экзамен», 2007.

  3. О.В.Беляева, О.А.Даценко «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс», Москва, «Вако», 2010.

  4. Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» Санкт-Петербург, “Златоуст”, 2009


5