СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физики»

Ходаковская А. А.,

учитель физики

ГБОУ СОШ № 180

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга


Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физики


В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте.

15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?". Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является «Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, рисунков, опорных конспектов, в виде рефератов, сочинений.

Метод проектов - эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций,
 под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. 

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнёром;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

  • навыки делового партнёрского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

  • умение проектировать процесс (изделие);

  1. Коммуникативные умения:

  • умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса;

  1. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Проектная деятельность способствует развитию:

  • Рефлексивных умений;

  • Поисковых умений;

  • Навыков оценочной самостоятельности;

  • Умений и навыков работы в команде, сотрудничестве;

  • Менеджерских умений и навыков;

  • Коммуникативных умений;

  • Презентационных умений и навыков.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа (педагог - обучающийся).

Этапы проектной деятельности:

1.Этап предпроектной подготовки.

Выбор и формулирование темы проекта; определение цели исследовательского проекта; определение цели учебно-исследовательского проекта; выдвижение гипотезы; постановка задач; определение методов исследования; сбор необходимой информации.

2. Этап планирования.

Планирование процесса выполнения проекта руководителем; обсуждение возможных результатов по направлениям исследования; планирование работы творческих групп; определение сроков представления промежуточных и итоговых
результатов.

3. Организационно-исследовательский этап.

Обсуждение и обработка информаций по направлениям исследования; подведение промежуточных итогов исследования; дополнительный сбор информации; сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой гипотезы; итоговый отчет творческих групп о результатах исследования; оформление результатов исследования по выбранным направлениям.

4. Заключительный этап (этап представления результатов).

Подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и литературно-физические трактаты т.п.

Краткосрочные проекты: составление паспорта физического явления; написание опорного конспекта; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов; написание сказок с физическими вопросами; проведение лабораторных работ.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.

Данная работа ещё раз доказывает, что такой метод обучения, как метод проектов, достаточно мощно направляет свою деятельность на приобретение школьниками навыков, необходимых в школьной и повседневной жизни, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!