СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация + сообщение "Формирование УУД на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и сообщение для учителей физики на тему "Формирование УУД на уроках физики"

Формирование УУД на уроках физики

Выступление учителя физики Кузнецовой Г. В. на заседании РМО учителей естественнонаучного цикла.

  1. Введение.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться. Исследования психологов показывают, что современные дети отличаются от детей. предыдущих поколений по физическому и психическому развитию. Современные дети не видят перспективы в будущем, не видят смысла в обучении;

психически и эмоционально неустойчивы;

не развиты способности самостоятельно получать знания.

 И вот к этим проблемам добавляется то, что

Обучение физике начинается в период, когда ребѐнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст.

Главной задачей педагогов, работающих в школе с детьми такого возраста, это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

  1. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка,

преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем

на уроках физики в условиях нашей школы.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия форми

руются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя

планирование,

моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.

В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

2.3. Коммуникативные универсальные действия.

В коммуникативную компетентность входит способность

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок –

конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка

сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).  Выступление на роке с сообщеннием, с презентацией.

 

2.4. Познавательные универсальные учебные действия.

С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно -логические схемы, работа обучающихся над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с ребятами составляем обобщающий опорный конспект или структурно – логическую схему, тем самым научаю ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом,

учу умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всѐ это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики через активные формы обучения.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание физики, как и любого предмета в современных условиях, необходимо ориентировать  на использование  электронных образовательных ресурсов.  Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

Использование ЭОР.

Актуальность  использования электронных образовательных ресурсов я вижу в следующем:

- с одной стороны – у учащихся недостаточно сформированы  универсальные учебные действия, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не осознают ответственность за свое обучение;

- с другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В основе уроков с использованием электронных образовательных ресурсов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Идея: организация   активной учебной деятельности   школьников на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов  с целью  формирования познавательных универсальных учебных действий  учащихся.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. В этом случае на помощь приходит персональный компьютер, возможности сети Интернет. Виртуальные лаборатории позволяют ученику по своему усмотрению изменять  исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать  соответствующие выводы.

Безусловно, информационные ресурсы применяю и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. В этом мне помогают видеоуроки.

 Помимо учебных занятий в школе можно использовать ЭОР   для организации дистанционного обучения школьников во время каникул, актированных дней, болезни.

  Использование ЭОР   на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создает условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.  Поэтому, наряду с традиционными методами изучения физики, на уроках часто использую персональный компьютер

Информационные ресурсы применяю при продуктивном изучении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы,

а также с целью ее экспериментальной проверки.

Применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

ЭОР    подразделяются по типу на теоретические, практические, контрольные. Использование ЭОР   определенного типа зависит от целей и задач урока. Например, на уроках изучения нового материала использую как теоретические, так и  практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов.

 При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают в контрольных ЭОР, решая видеозадачи, выполняя различные тесты, создавая презентации по пройденной теме.

Новизна состоит в  разработке уроков физики в среднем звене с применением электронных образовательных ресурсов разного вида, направленных на формирование универсальных учебных действий на всех этапах образовательного процесса.                          

Использование ЭОР способствует формированию УУД,

умение воспринимать и перерабатывать информацию из различных источников,

находить ресурсы и средства выполнения действий,

применять знания на практике,

 умение наблюдать и делать логические выводы.

Опыт работы показал, что применение электронных образовательных ресурсов  способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний;   позволяет проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это в полной мере способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы,  формированию познавательных УУД.

В результате проводимой работы заметно повысилось  качество знаний учащихся по физике в классах, где применялись активные формы обучения с применением электронных образовательных ресурсов.  Учащиеся на более высоком уровне умеют работать с  учебным  материалом: работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности, выполнять реферирование, что формирует УУД.

 

Олимпиады

Использование электронных образовательных ресурсов создает благоприятные условия  для раскрытия склонностей, способностей и творческой индивидуальности учащихся. В 7 - 11 классах учащиеся выполняют индивидуальные творческие задания, проекты, задания дистанционных олимпиад. При выполнении олимпиад формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД.  Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничать в процессе сбора информации, адекватно оценивать совместный результат. При выполнении индивидуальных заданий формируются  личностные умения, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

 

3. Заключение

Говоря о формировании у обучающихся универсальных

учебных действий,

мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках физики»

Формирование УУД на уроках физики

Выступление учителя физики Кузнецовой Г. В. на заседании РМО учителей естественнонаучного цикла.

  1. Введение.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться. Исследования психологов показывают, что современные дети отличаются от детей. предыдущих поколений по физическому и психическому развитию. Современныедети не видят перспективы в будущем, не видят смысла в обучении;

психически и эмоционально неустойчивы;

не развиты способности самостоятельно получать знания.

(слайд)

И вот к этим проблемам добавляется то, что

Обучение физике начинается в период, когда ребѐнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст.

Главной задачей педагогов, работающих в школе с детьми такого возраста, это усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

  1. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка,

преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем

на уроках физики в условиях нашей школы.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия форми

руются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя

планирование,

моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.

В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

2.3. Коммуникативные универсальные действия.

В коммуникативную компетентность входит способность

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок –

конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка

сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). Выступление на роке с сообщеннием, с презентацией.


2.4. Познавательные универсальные учебные действия.

С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК), структурно -логические схемы, работа обучающихся над учебными проектами. В конце изучения каждой темы мы с ребятами составляем обобщающий опорный конспект или структурно – логическую схему, тем самым научаю ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом,

учу умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всѐ это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное, а моя задача лишь направлять их мысли

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики через активные формы обучения.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание физики, как и любого предмета в современных условиях, необходимо ориентировать на использование электронных образовательных ресурсов. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

Использование ЭОР.

Актуальность использования электронных образовательных ресурсов я вижу в следующем:

- с одной стороны – у учащихся недостаточно сформированы универсальные учебные действия, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не осознают ответственность за свое обучение;

- с другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования.

В основе уроков с использованием электронных образовательных ресурсов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Идея: организация активной учебной деятельности школьников на уроках физики через использование электронных образовательных ресурсов с целью формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, требующие более сложного оборудования. В этом случае на помощь приходит персональный компьютер, возможности сети Интернет. Виртуальные лаборатории позволяют ученику по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Безусловно, информационные ресурсы применяю и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. В этом мне помогают видеоуроки.

Помимо учебных занятий в школе можно использовать ЭОР для организации дистанционного обучения школьников во время каникул, актированных дней, болезни.

Использование ЭОР на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создает условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Поэтому, наряду с традиционными методами изучения физики, на уроках часто использую персональный компьютер

Информационные ресурсы применяю при продуктивном изучении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы,

а также с целью ее экспериментальной проверки.

Применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

ЭОР подразделяются по типу на теоретические, практические, контрольные. Использование ЭОР определенного типа зависит от целей и задач урока. Например, на уроках изучения нового материала использую как теоретические, так и практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов.

При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают в контрольных ЭОР, решая видеозадачи, выполняя различные тесты, создавая презентации по пройденной теме.

Новизна состоит в разработке уроков физики в среднем звене с применением электронных образовательных ресурсов разного вида, направленных на формирование универсальных учебных действий на всех этапах образовательного процесса.

Использование ЭОР способствует формированию УУД,

умение воспринимать и перерабатывать информацию из различных источников,

находить ресурсы и средства выполнения действий,

применять знания на практике,

умение наблюдать и делать логические выводы.

Опыт работы показал, что применение электронных образовательных ресурсов способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний; позволяет проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это в полной мере способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы, формированию познавательных УУД.

В результате проводимой работы заметно повысилось качество знаний учащихся по физике в классах, где применялись активные формы обучения с применением электронных образовательных ресурсов. Учащиеся на более высоком уровне умеют работать с учебным материалом: работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности, выполнять реферирование, что формирует УУД.


Олимпиады

Использование электронных образовательных ресурсов создает благоприятные условия для раскрытия склонностей, способностей и творческой индивидуальности учащихся. В 7 - 11 классах учащиеся выполняют индивидуальные творческие задания, проекты, задания дистанционных олимпиад. При выполнении олимпиад формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД. Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничать в процессе сбора информации, адекватно оценивать совместный результат. При выполнении индивидуальных заданий формируются личностные умения, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.


3. Заключение

Говоря о формировании у обучающихся универсальных

учебных действий,

мы говорим об умениях и навыках обучающихся, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску.








Скачать

© 2017 2367 115

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!