Использование методических приемов как средство повышения познавательного интереса и качества знаний, обучающихся на уроках истории
На современном этапе развития общества идет активный поиск путей, которые будут способствовать стимулированию самостоятельности учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса. Особое внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к общественным дисциплинам, к происходящим событиям, определению своего отношения к реальности и места в ней. Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания учебного материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории и обществознания.
Эта деятельность включает в себя использование разнообразных приёмов и методов. Я считаю, что это важный элемент процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное и управляемое извне взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которой является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.
Хочу отметить, что именно от педагогического мастерства учителя зависит познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету, а значит и активизация познавательной деятельности на уроках истории.
В данной статье я хочу поделиться некоторыми эффективными приемами, которые я использую на своих уроках истории.
Так, например, на этапе изучения нового материала по теме «Жизнь египетского вельможи» в 5 классе, предлагаю одному из учащихся заранее подготовиться и сыграть роль вельможи, который пришел из Древнего мира с рассказом о своей жизни.
Проблемная ситуация, как правило, побуждает учащихся задавать вопросы. Получая ответ на свой вопрос, ученик «открывает» новое знание.
На уроках истории я использую ситуации-предположения. Так, например, при изучении темы «Древнее Междуречье» прошу обучающихся выдвинуть гипотезу «Первые поселения в Междуречье образовались именно в долине рек, потому что…», а потом подтвердить свои предположения текстом учебника.
Еще примеры с уроков. При изучении в 11 -х классах темы “Холодная война” дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.
На уроке всеобщей истории в 9-х классах по теме “Становление индустриального общества” я предложила следующее проблемное задание: “Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?”.
Вот примеры проблемных вопросов по истории:
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию:
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Одной из интересных форм организации коллективной познавательной деятельности учащихся, на мой взгляд, является общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории. Например, урок- смотра знаний в 5 классе
I. Конкурс «Брейн-ринг»
Вопросы 1 команде:
1. Время образования государства в Древнем Египте
2. Дата установления в Риме республики
3.Что такое полис?
4. Что такое папирус?
5. Что такое монархия?
Вопросы 2 команде: 1. Назвать годы правления царя Хаммурапи
2. Назвать время зарождения христианства
3.Кто такие плебеи?
4.Что такое республика?
5.Что такое колония?
Вопросы 3 команде: 1. Назвать дату основания Рима
2. Когда произошло Марафонское сражение?
3. Что такое демократия?
4. Что такое романизация?
5. Кто такие патриции?
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
II. Картографический конкурс
Каждая команда делегирует по одному учащемуся, которому жюри задает вопросы на знание карты (по три вопроса). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
III. Конкурс «Грамотеи»
На доске вывешиваются термины , изученные в курсе истории Древнего мира (для каждой команды свои), с пропусками букв. Представители команд должны вписать правильные буквы в пропущенные места. За каждую правильную букву команды получают по одному баллу.
1 команда: д…спотия, к…нфуц…анство, к…лония, амф…ра.
2 команда: ар…ст…крат, п…лестра, ф…ланга, м…нархия.
3 команда: д…м…кратия, С…нат, п…триций, р…спублика.
4 команда: ф…л…софия, д…ктатор, л…гион, тр…умф.
5 команда: р…м…низация, пр…винция, глад…атор, имп…ратор.
IV. Конкурс «Кто это?»
Команды должны по изображению в презентации и по описанию угадать, о ком идет речь.
Угадывают личность по изображению – получают 5 баллов, по изображению и одной характеристике – 4 балла и т.д.
Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Носил титул императора, при этом получил еще и титул Божественный, Священный…
Перикл (494 – 429 гг. до н. э.). При нем афинская демократия достигла наивысшего расцвета. В Афинах возводились красивые храмы, ставились статуи на средства Афинского морского союза…
Александр Македонский (356 - 323 гг. до н. э.). Мечтал завоевать весь мир, соединить Запад и Восток. О нем говорили, что он организовал убийство своего отца, опасаясь, что тот завоюет весь мир…
Дарий I ( 550 – 486 гг. до н. э.). Третий персидский царь. Создал огромную державу, разделив ее на сатрапии. Строил много дорог, каналов…
Ганнибал (247 – 183 гг. до н. э.). В детстве поклялся отцу быть вечным врагом Рима. Одержал блестящую победу при Каннах…
Систематическое использование различных средств контроля
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д.
Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
тематические презентации;
теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме;
видеофрагменты и видеосюжеты;
карты;
картосхемы;
Таблицы.
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, по теме "Эпоха застоя" могут быть предложены следующие высказывания:
- в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;
- это было время расцвета литературы и искусства;
- была восстановлена система ГУЛАГА;
- была ужесточена цензура;
- видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР и т.д.
Затем обучающихся должны установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям, и я прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием «Что? Где? Когда?» - На карточках ученики должны заполнить пропуски. Можно использовать слайды презентации. Например, ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло, или указать имя исторического деятеля.
Прием «Корзина идей, имен, понятий!»
Этот прием я использую для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет мне выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Лента времени»
Данный прием удобен при обобщении материала по теме и позволяет учащимся систематизировать знания по теме. Для этого учащимся предлагается расположить события по изученным темам в хронологическом порядке.
Эту работу можно выполнять индивидуально, в парах, в группах или коллективно. Ребята могут подготовить эту работу в виде проекта. Также, я использую цветные картинки для составления ленты времени по историческому периоду, где учащиеся добавляют даты и события, и имеют возможность видеть общую временную картину, выполненную коллективно.
Таким образом, используя и чередуя в своей работе различные приемы, можно успешно включать учащихся в процесс работы, мотивировать их на самостоятельное выполнение заданий, поиск информации, добиться слаженной командной работы и эффективного усвоения знаний на уроках.