СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методических средств на уроках русского языка в основной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование методических средств на уроках русского языка в основной школе»

Круковская Марина Павловна,

учитель русского языка и литературы

Муниципалього общеобразователього учреждения

« Средняя школа № 83 города Макеевки»


Использование методических средств на уроках русского языка в основной школе с целью развития у уч-ся универсальных учебных действий

Вносимые Государственными стандартами образования изменения связаны с необходимостью формирования новых образовательных результатов или, иначе говоря, универсальных учебных действий. Впервые данное требование становится обязательным, а не рекомендательным.

В связи с этим деятельность педагогов нацелена на то, что выпускники школы должны быть готовы к обучению на протяжении всей жизни способны решать новые, незнакомые ранее, задачи, успешно сотрудничать, владеть навыками высокого уровня, предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).

Слова великого педагога В.А. Сухомлинского о том, что «усвоение – это активное думание. То, что материал понятен, еще не знания. Опытный учитель стремится внести активную работу в самый процесс осмысления» [8] сегодня особенно актуальны.

Сегодня мы не сомневаемся в правильности вывода Василия Александровича: «ухищрения педагога, направленные на то, чтобы в своем изложении (объяснении) сделать буквально все совершенно понятным, нетрудным, часто освобождают учеников от необходимости мыслить» [8] Его мысль о том, что «думание должно отражаться в делании» не только прошло испытание временем, но и стало основой современного деятельностного метода обучения, использование которого является приоритетным при формировании УУД.

Так, что бы научиться систематизировать, нужно владеть понятиями, уметь выделять основные признаки, видеть связь понятий, чтобы отстаивать свою точку зрения - уметь найти и предоставить аргументы, чтобы научиться планировать, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, общению с людьми, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1, с. 10]

Способы организации учебной деятельности учащихся, содержание каждого учебного предмета создаёт для учителя определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

При изучении программного материала по русскому языку в 8-9 классах я особое внимание обращаю на такие смысловые акценты УУД, как жизненное самоопределение (личностные УУД), целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (регулятивные УУД), моделирование (перевод устной речи в письменную речь) (познавательные УУД).

Так как основой метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация, урок получил новую форму-проблемно – диалогическую. При его подготовке я в обязательном порядке определяю новое, конструирую проблемные ситуации, планирую действия, самостоятельную работу учащихся, решения, выводы по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами, результаты, решения проблемы, задания для применения нового знания. [5, с.1]

Для того, чтобы урок получился содержательным, формулирую одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. При этом проблему метапредметного характера ставлю так, чтобы ученик захотел её решить, таким образом вызываю интерес у учеников.

Основным средством для формирования познавательные УУД для меня является создание проблемных ситуаций и использование задач и проектов на выстраивание стратегии поиска решения задач; на сравнение, оценивание; на проведение эмпирического исследования; на проведение теоретического исследования; на смысловое чтение.

Эти же средства в форме ролевых и групповых игр способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий, потому что формируют у учащихся умения учитывать позиции партнёра, осуществлять сотрудничество и способствуют передаче информации, отображая предметное содержание.

Основными видами учебных задач на уроках русского языка является работа с эпиграфом урока, позволяющим осмыслить текст и подумать, как он может быть связан с новой темой урока, работа с текстом (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера), использование иллюстративного ряда (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений), продуктивных заданий (вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, ученик формулирует свою версию ответа), работа по принципу минимакса, когда ученику предлагается как основной материал, в виде правил, определений, ключевых слов, так и дополнительный материал, использование таких приёмов как «бюро прогнозов», «отсроченная отгадка», включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Так на уроке русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные согласованные и несогласованные определения. Выделительные знаки при них» с целью формирования УУД практикую использование лингвистического алгоритма:

А.) 1. Запишем предложение:

Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки (В. Катаев).

Высокое небо с единственным облаком, похожим на кисть винограда, отражалось в воде. (К. Паустовский).

Это был морской офицер, высокий и бледный. (К. Паустовский).

2. Выделим и укажем границы обособленного определения.

3. Укажем вид определения и способ его выражения.

4. Укажем его место по отношению к определяемому слову.

5. Сделаем вывод об обособлении распространенного определения, выраженного причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, двумя или более однородными согласованных нераспространёнными определения, стоящими после определяемого слова.

6. Строим схему.

При изучении с учащимися 8 класса темы: «Понятие об обособлении» использую задание для лингвистического наблюдения:

  1. Прочтите предложения.

Через миг Алиса, пройдя сквозь зеркало, легко спрыгнула в зазеркалье.

Заглянув в камин, она очень обрадовалась, увидев, что в нем жарко пылают дрова. (Л. Кэрролл)

Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смешанному с хвоей.

2. Объясните постановку знаков препинания

3. Сформулируйте правило: обособлениеэто …

Для учащихся 9 класса с целью формирования УУД на уроках русского языка практикую использование лингвистического моделирования. Так при изучении материала по теме: «Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП» предлагаю учащимся выполнить задание для моделирования:

  1. Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы; выделите союзы и грамматические основы предложений, расставьте запятые.

На свете чудеса рассеяны повсюду ... не везде их всякий примечал. (Но)

В это время бывает совсем тихо ... иногда повевает свежий предутренний ветерок. (Однако)

Для учащихся 8- 9 классов с целью формирования УУД на уроках русского языка практикую использование лингвистических тренингов, методического приёма «Верю- не верю»:

8 класс. Тема. Повторение по теме: «Односоставные предложения»

Ход тренинга:

- выпишите односоставные предложения.

1) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

2) Кругом все молчало.

3) Встречайте трепетную весну.

4) Синее бездонное небо.

5) Многим не терпелось кинуться в бой.

- выпишите односоставные предложения в указанном порядке: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) назывное.

1. Ярмарка. Крещенский мороз.

2. От пруда потянуло холодом.

3. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

4. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

- прочтите предложения, запишите неопределенно-личные предложения.

1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

- найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?

Перестройте двусоставные предложения в односоставные безличное.

1) Но вот наступила осень.

2) Захолодало.

3) Пожелтели деревья.

4) Ветер ( ветром ) срывал(о) с ветвей увядшие листья.

- найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес.

Итог: мы учились…

Для учащихся 8- 9 классов с целью формирования УУД на уроках русского языка практикую использование методического приёма «Верю- не верю»:

8 класс. Тема. Предложения с обращением.

Задание: прочитав утверждения, в свободном столбике запишите ответ словами «да», « нет» на вопрос: «Верите ли вы, что…»

Утверждение

Ответ

Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.


Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.


В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.


В предложении обращения обычно являются подлежащими.


Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.


Обращение не связано синтаксически с членами предложения.


Обращение может стоять в любой части предложения.


Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания


9 класс. Тема. Повторение изученного материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Задание: прочитав утверждения, в свободном столбике запишите ответ словами «да», « нет» на вопрос: «Верите ли вы, что…»

Утверждение

Предложение

Ответ

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.


Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.


Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..


Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.


Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.


Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.



Как видим, каждый урок русского языка позволяет учителю формировать у учащихся УУД, потому что очень широк спектр методов и приёмов обучения: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающий (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров- подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка.

На каждом этапе урока чётко формулирую задания для учеников, стараюсь определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен, продумывать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подбирать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

Формы контроля и проверки метапредметных результатов и УУД тоже же разнообразны: это работа с картой «Мои шаги в освоении темы», входной контроль, текущий контроль: блиц-опрос, экспресс-опрос; фронтальный опрос, выполнение творческих заданий исследовательского, проектного характера; технология «портфолио», как форма аутентичного оценивания, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Используя методические средства на уроках русского языка в основной школе с целью развития у уч-ся универсальных учебных действий, я пришла к выводу, что знания усваиваются гораздо лучше, ведь основные виды деятельности направлены не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. Системное использование помогает учителю не только формировать у обучающихся новые образовательные результаты, или иначе универсальные учебные действия, но и формировать у учащихся представление о русском языке, как о системе знаний о мире, выраженном в звуках, буквах, словах, предложениях, тексте, готовить детей нового поколения, которые умеют рассуждать, общаться, слышать и слушать других,







ЛИТЕРАТУРА

1. А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; — М.: Просвещение, 2010.

2. Гордеева В. И. Взаимосвязь исследовательской деятельности и метапредметных действий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. URL: nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library (дата обращения: 03.03.2018).

3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. URL: www. standart. edu. Ru (дата обращения: 03.03.2018).

4. Першина Л.Р. Пути и способы достижения учащимися метапредметных результатов образования при обучении русскому языку и литературе в условиях системно-деятельностной парадигмы образования (на примере УМК издательства «ДРОФА»): Рабочая тетрадь. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. – 10 с.

5. Порошина С. Типовые задачи по формированию универсальной учебной деятельности на уроках русского языка) URL: https://open-lesson.net/580 (дата обращения: 14.03.2018).

6. Перевозчикова Л.В. Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе . URL:cyberleninka.ru/article (дата обращения: 13.03.2018).

7. Роднина Т.И. Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах (из опыта работы учителя). URL:https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/formirovaniie mietapriedmietnykh-(дата обращения: 11.03.2018).

8. В.А.Сухомлинский Избранные педагогические сочинени я: В 3-х т.Т.3/ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская,- М.:Педаггика, 1981.- 640 с.

9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. URL:fomenko.edusite.ru/p35aa1.html (дата обращения: 18.03.2018).
10.  Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование № 4 2013 – с. 157-171.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!