ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ технологии
Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказко й »
Минасян С.Н.
МБДОУ «ЦРР – д/с «Марьино»
2021 г.
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Лариса Борисовна Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Речевая
зарядка
Воспитание
добрых
чувств
Нравственный
урок
Методы работы
со сказкой
Сказка и
математика
Сказка и
экология
Сказка
развивает
руки
Развитие
мышления и
воображения
Игра «ДА или нет»
Сказка «Маша и медведь»
Нравственный урок
Развивать умение находить выход из любого положения.
Обсудить положительные и отрицательные стороны в поведении Маши.
Положительное :
Отрицательное :
- невнимательна, во время прогулки по лесу, непослушна;
- пошла по ягоды – забота о близких;
- умеет готовить;
- не умеет ориентироваться в лесу;
- нельзя заходить в чужой дом.
- умеет навести порядок в доме;
- сообразительна и находчива;
- не плачет, не отчаивается.
Пословицы :
- «Хочешь жить – умей вертеться»;
- «Смелым счастье помогает»;
- «Птица красна пером, а человек умом»;
- «Смекалистый сильного не боится».
Воспитание добрых чувств
Значимые моменты:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Можно ли назвать медведя добрым? Почему?
ТРИЗ игра «Хорошие и плохие поступки»
Речевая зарядка
- Подобрать определения. Машенька какая? (хозяйственная …)
Медведь какой? (эгоистичный …)
- Потешка со звуком «М» : Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёда, много пчёл.
- Подобрать рифмованные слова : МИШКА – шишка …
- Придумать новое название сказке : «Как Маша заблудилась» …
- Поработать над распространением предложения «Несёт медведь короб» - «Несёт медведь тяжелый короб» - …
- Объяснить детям смысл слов «короб» , «глушь», «чаща», «овражки».
- Игра- задание «Интервью»
- Игра «Скажи наоборот» (Громки смех – тихий плач …)
- Игра «Составь предложение по схеме» (по набору картинок).
- Пересказ сказки по иллюстрациям, мнемотаблице .
Развитие мышления и
воображения
- Изобретение новой сказки.
- Постановка проблемного вопроса (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли ). Представьте себя медведем. Вы догадались, что Машенька в коробе. Что вы сделаете?
- ТРИЗ «Волшебная палочка»
- Объединение двух сказок (рассказов). Объединить со сказкой «Царевна-лягушка»
- Превращение себя в одушевленные или неодушевленные предметы. Маша нашла у медведя в доме шапку-невидимку…
- Составление фантастической сказки о себе..
- Метод аналогий.
Сказка и математика
На основе сказки придумываются:
Математические задачи: сколько раз садился медведь на пенёк?
Логические задачи: - «Чего в лесу больше» (Берёз или деревьев? Ромашек или цветов? Подосиновиков или грибов?)
- «Чем похожи, чем отличаются»
Использование формы, цвета, величины предметов и т.д.
- предложить детям зашифровать сказку геометрическими фигурами;
- предложить найти Машу в лесу и назвать, где она спряталась – за деревом, перед елкой, слева от грибочка и т.д.
Конструирование: - предложить построить дом для медведя. Строительным материалом может быть что угодно – блочный конструктор, счетные палочки, кубики и т.д.
- работа со счетными палочками. Постройте квадрат (короб) из 4 (6) счетных палочек. Переместите одну палочку так, чтобы квадрат превратился в открытый короб.
Сказка и экология
- Динамика (эволюция) развития предмета. Игра «Что сначала, что потом» (От ростка к варенью). Разложить картинки по порядку и объяснить последовательность.
Сказка и экология
- Основные способы ориентировки. Игра «А если бы». Что могло произойти, если бы Машенька умела ориентироваться в лесу?
- Правила поведения в лесу. Игра «Хорошо-плохо» («Вред или польза»)
- Использование лесной лексики. Назови диких животных, птиц, деревьев, кустов, грибов, ягод и т.д.
Сказка развивает руки
«Когда слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»
- Пальчиковые игры «Пирожки», «В лесу» и т.д.
- Лабиринты.
- Пазлы. Игра «Собери картинку».
- ИЗО деятельность (аппликация, рисунок, лепка, штриховка и т.д.)
Таким образом, сказки дают возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры,
воспитывают Человека, личность, лечат его душу;
сказки – это развивающий материал: дети сами придумывают сказки для разрешения разных жизненных ситуаций.
Спасибо за внимание!
Всем творческих успехов в работе!