СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРКМ- образовательная технология, основанная на учебно -познавательной творческой или игровой деятельности учащихся с текстом. И эта технология ближе всего стоит к гумманитарным предметам, особенно к русскому языку, литературе, истории и обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества, т.е реализовывать ключевые компетенции?

Сегодня существует множество технологий, позволяющих осуществлять данную задачу.

ТРКМ – образовательная технология, основанная на учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с текстом. И эта технология ближе всего стоит к гуманитарным предметам, особенно к русскому языку и литературе, истории, обществознанию.

Что такое критическое мышление?

Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Следующий слайд 2

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

В основе обучения – практическая направленность: формирование и совершенствование умений:

  • описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы;

  • объяснять, работать со справочными источниками информации, составлять схемы;

  • доказывать, тезировать, формулировать выводы, проводить отбор необходимых источников информации;

  • составлять сложный план, конспектировать;

  • планировать учебные действия, оценивать выполнение задания.

Особенности ТРКМ: не объём знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией; не присвоение готового знания, а конструирование своего, собственного, коммуникативно-деятельностный принцип обучения, партнёрские отношения между педагогом и учениками.

Следующий слайд 3 - схема

В основе методики лежит трёхступенчатая модель: Следующий слайд4

Первая стадия (фаза) - вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Следующий слайд 5

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Следующий слайд 6

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Следующий слайд 7

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология развития критического мышления?

Следующий слайд 8 приёмы стадии вызов

Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Рассмотрим некоторые приёмы, работающие на стадии вызов:

  • «Корзина идей, понятий, имён…

  • «рассказ- предположение по ключевым словам;

  • Ромашка Блума

  • Графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

  • Верные и неверные утверждения;

  • Перепутанные логические цепочки и другие

Наиболее известным приёмом технологии можно назвать приём «Кластеры» следующий слайд 9

Приём заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приёмом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты свои спутники, у них – свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе.

Этот приём может использоваться:

  • На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

  • На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

  • На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельность учителя и учащихся на стадии вызова. Существуют отдельные приёмы, работающие на стадии осмысления. Слайд 10

  • Инсерт

  • Бортовые журналы

  • Дневники

  1. Рассмотрим Приём «Инсерт» - следующий слайд 11 это маркировка текста значками по мере его чтения (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  2. Во время чтения текста необходимо попросит учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Следующий слайд 12 В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Для пометок можно использовать два значка: + новое и V- уже знал, три значка(" V " - уже знал; " + " - новое; " ? " - не понял, есть вопросы); и все четыре значка. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом станет обсуждение записей, внесённых в таблицу. Следующий слайд 13

Приёмы, работающие на стадии рефлексии:

  • возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;

  • исследования отдельных вопросов темы и другие

Самым популярным приёмом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн (пятистишье). Следующий слайд 14 . Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Правилами написания этого стихотворения является опреелённое количество слов в строке и назначение каждой строки:

1-я строка- название стихотворения, тема ( обычно существительное);

2-я строка описание темы (два прилагательных)

3-я строка – действие ( обычно три глагола, относящиеся к теме);

4-я строка – чувство (фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

Например,

Метафора

Загадочная, необычная

Волнует, переворачивает, удивляет

Жизнь становится интереснее, красочнее

Новый мир

Целью написания может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного.

Приём « Общее –уникальное, способствует развитию важного метапредметного умения – способность выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух предметов, явлений, фактов и т.д. Следующий слайд 15. Используя данный приём, мы способствуем развитию аналитический способностей. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой. Пример. По слайду Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков. . Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши ученики будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.