31
ВВЕДЕНИЕ
С развитием информационного общества связан стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека. Учащиеся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками, пробудить исследовательскую и творческую активность.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь речь идёт о познавательной активности, о продуктивном мышлении.
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. На сегодняшний момент учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентностного консультанта и помощника.
Работая с детьми младшего школьного возраста, сталкиваешься с проблемой поиска методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы развивать интерес к самостоятельной деятельности.
В русле компетентностного подхода к обучению технология развития критического мышления через чтение и письмо является не только актуальной, но и результативной. С точки зрения педагогической практики, представляется насущной проблема изучения процесса развития мыслительных навыков учащихся, способности самостоятельного приобретения новых знаний, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. На решение этого вопроса и направлена данная исследовательская работа.
Целью работы является анализ эффективности применения Технологии развития критического мышления (ТРКМ), как средства для развития мыслительной деятельности учащихся, ориентированного на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждающего исследовательскую и творческую активность.
В соответствии с поставленной целью автору необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть приемы и методы ТРКМ, применимые для обучения учащихся начальной школы;
Определить уровень сформированности критического мышления у учащихся;
С помощью методов педагогического эксперимента, анализа и синтеза, включенного наблюдения выявить эффективность использования ТРКМ для развития познавательного интереса к процессу обучения.
Объектом исследования выступают учащиеся начальных классов Демьянской средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются методы и приёмы технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся и развития познавательного интереса в процессе изучения чтения и окружающего мира.
За последние годы вышло в свет немало работ, посвященных ТРКМ. Все авторы за основу брали разработки института ««Открытое общество» «Популяризация критического мышления. Обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление»». Разработчиками проекта являются Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер, опубликованного в 1997 году.
Авторы И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская, Т. В. Хуртова, Д. А. Иванов, Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова, Е. С. Полат в своих работах донесли до педагогов не только, с какой целью используется данная технология (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни), но и рассмотрели стадии технологического цикла, подробно познакомили с методическими приемами и модельными уроками.
Кроме того, газеты издательского дома «Первое сентября», журналы «Начальная школа», «Народное образование», «Педагогика» неоднократно публиковали материалы, связанные с теоретическим осмыслением и практическим применением этой технологии. К их числу относятся статьи Е.Е.Вишняковой, Н.Б.Кириловой, Е.В.Ласкожевской, Г.К.Селевко, С.В Столбуновой.
Проанализировав литературу в рамках данной темы на основе практического применения ТРКМ, были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
Если применять методы и приёмы ТРКМ в учебном процессе, то происходит активизация мыслительной деятельности учащихся;
Использование методов и приёмов ТРКМ оказывает влияние на формирование положительного отношения к самостоятельной деятельности в получении знаний.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СВОЕЙ РАБОТЫ
Инновационная программа модернизации российского образования ориентируется на компетентностное образование. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать ключевые компетенции, - это технологии развития критического мышления.
Данную технологию автор использует в своей работе третий год.
Уроки чтения и окружающего мира в технологии критического мышления строятся по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
1. Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока.
2. Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме.
Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы получить обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия.
В процессе работы нами эффективно используются следующие приёмы:
Этот прием применяется на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске располагаем значок корзины, в которую условно собираем с учениками всё то, что они знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Пример приема «Корзина» приведен на уроке по теме «Кожа» (Приложение 1).
Применяя этот прием, автором сделаны следующие выводы:
Прием активизирует мыслительную деятельность ребят;
Стимулирует к самостоятельной деятельности в получении знаний;
Развивает речь детей;
Создает ситуацию успеха.
Этот прием используется для систематизации имеющихся знаний по той или иной проблеме на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, вокруг основной темы. От каждого заголовка идут ответвления, формирующие «гроздь».
Применяя в своей работе этот прием, автор пришел к выводам:
Ребята с удовольствием составляют кластер, работая в группах или совместно с учителем;
Кластер охватывает большее количество информации за короткий промежуток времени, чем учащиеся получают при обычной письменной работе;
Составление кластера развивает мышление и учит систематизировать материал.
Это были положительные стороны. Отрицательным, на наш взгляд, является то, что иногда кластер получается большой и не всегда хватает места на доске или слайде. Приходится писать мелко или сокращенно, что иногда мешает восприятию.
Пример кластера по теме «Здоровый образ жизни» в Приложении 2.
Способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. С этой целью используем «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Этот прием, как показывает практика, один из самых любимых для детей. Многие из ребят дополнительно просят на домашнее задание тему для синквейна.
Плюсами данного метода можно отметить следующее:
Ребята учатся отбирать и резюмировать информацию;
Активизируется мыслительная деятельность всех детей;
Развиваются творческие способности учащихся;
Стимулирует к самостоятельной деятельности;
Осуществляется межпредметная связь (в первую очередь с русским языком).
Применять этот прием автор рекомендует, начиная со 2 класса.
Примеры написания синквейна в приложении 3.
Используя этот прием в практике работы, приходим к выводу, что его можно использовать с первого класса на стадии рефлексии. Со второго класса можно и на стадии вызова на этапе актуализации знаний.
Так, на уроке чтения по теме «В.Л.Дуров. Жучка» на стадии рефлексии автор использовал данный приём с хоровым ответом: «Да! – Нет!»
У нас был урок русского языка? (Нет)
Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474–1533)? (Да)
Кроме того, нами в процессе обучения активно применяется такой приём, как «Пометки на полях» известный как «Инсерт». Ученики знакомятся с рядом маркировочных знаков и предлагается им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста.
В ходе применения «Инсерта» на практике, мы пришли к выводу, что данный прием нужно использовать, начиная с 1 класса к концу обучения грамоте с использованием любого учебно-методического комплекта, так как:
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.
2. У ребят развивается критическое мышление при отборе нового и известного материала;
3. Знак вопроса стимулирует ребят к обращению к дополнительным источникам;
4. Эта работа создает ситуацию успеха у ребят разных способностей.
Минусов при работе с этим приемом нами не наблюдалось.
Общеизвестно, что легче всего научиться, обучая других. Чтобы дать всем учащимся возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом, автор использует приём «Взаимообучение».
Взаимообучение происходит в группах из четырех-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль «учителя» - роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее:
Суммирует содержание абзаца;
Придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;
Растолковывает то, что для других осталось неясным;
Дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;
Дает задание на чтение следующего абзаца.
Наблюдая за детьми при использовании приема «Взаимообучение», нами сделаны выводы, что:
В роли «учителя» хотят побывать все учащиеся, но не у каждого это получается;
Этот прием рассчитан, в первую очередь, на развитие одаренных детей;
Прежде, чем «учителем» назначить «среднего» и «слабого» ученика, необходимо его заранее подготовить;
У ребят после роли «учителя» повышается самооценка и мотивация.
Идея взаимообучения заложена и в приеме «Зигзаг»
Самым главным достоинством «Зигзага», с точки зрения автора, является овладение навыками совместного критического анализа.
На уроке детей делим на рабочие группы по цветным жетончикам, ребята выбирают командира, секретаря, генератора идей, выступающего.
Объявляем тему урока, просим ребят в течение 3–5 минут поработать вместе в своих группах и с помощью секретаря обобщить все, что они знают по данной теме. Затем выступающий от каждой группы зачитывает результаты работы, а мы фиксируем ответы на доске. После этого говорим ученикам о конечной цели занятия.
Например, по теме «Лесная зона» автор предложил приготовить заметки в детский журнал, посвященный изучаемой теме. С этой целью были приготовлены тексты, объем которых не более полстраницы. Учащиеся рассчитались на первый-четвертый и распределились в экспертные группы. Поработав около десяти минут в экспертных группах, ученики выделили в текстах самое главное, записали это. Далее ребята возвратились в свои рабочие группы, а тексты были собраны, чтобы дальше ребята пользовались только своими записями. Дети самостоятельно систематизировали полученные знания, готовили заметки в журнал, а выступающий презентовал коллективную работу.
Таким образом, этот прием позволяет:
1.Учащимся проработать текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представить результаты своего обучения;
2. Вести исследовательскую работу в группе;
3. Отбирать нужную информацию и доступно ее передавать;
4. Развивать коммуникативные умения.
Особенности использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Данный прием, по мнению автора, можно вводить в практику работы, начиная со второго класса, тщательно отбирая материал.
В качестве примера приводится урок по теме “Кожа – надежная защита организма”, проведенный в 3 классе (Приложение 1). В нем, кроме данного приёма, использовались приемы: «Корзина», «Инсерт», «Недописанная фраза», «А вы знаете, что…»
Этот вид письменного задания практикуется в конце урока, когда детям предлагается выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Сразу же собираются работы и используются при планировании следующего урока.
После применения данного приема, нами отмечен один отрицательный момент – это разная скорость письма у каждого учащегося, что не позволяет некоторым ребятам вовремя завершить работу.
В целом, сделаны выводы, что ТРКМ позволяет:
1. Ученикам рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
2. Стимулировать учащихся к неустанному познанию;
3. Сформировать умения и навыки продуктивного мышления;
4. Формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности;
5. Активизировать творческий потенциал детей;
6. Создать условия для развития деятельностной компетенции учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Мы уверены, что применение ТРКМ позволит решить эту задачу.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Вот здесь и выходит на сцену новая для многих технология - технология развития критического мышления учащихся.
ТРКМ находится в стадии внедрения, накопления методического материала, систематизации, требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций учащихся.
Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с психологом школы была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся класса, в котором работает автор. Изучалось:
Диагностика проводилась в конце 3 и 4 класса. В классе - 20 учеников. Среди них два ученика занимались по VII виду.
Результаты исследования учащихся за 2 года обучения сведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Уровень интеллектуального развития
Уровень интел - го развития | 3 класс | 4 класс |
Высокий | 25% (5 уч.) | 55 % (11 уч.) |
Выше среднего | 35 % (7 уч.) | 25% (5 уч.) |
Средний | 25 % (5 уч.) | 10 % (2 уч.) |
Ниже среднего | 5 % (1 уч.) | 10% (2 уч.) |
Низкий | 10% (2 уч.) | 0% ---- |
Из сравнительного анализа данных видно, что к концу 4 класса количество учащихся, показывающих высокий уровень, увеличился в два раза. Среди учащихся 4 класса нет низкого умственного развития. Ниже среднего уровень интеллектуального развития показали только ребята, занимающиеся по VII виду.
Уровень развития критического мышления изучался приёмом составления синквейна и оценивался по параметрам (Таблица 2).
Таблица 2.
Критерии оценивания уровня развития критического мышления
Уровень развития критического мышления | Параметры | Баллы |
Высокий | Полное отражение темы в синквейне. | 10 баллов |
Средний | Неполное отражение темы в синквейне. | 7-9 баллов |
Низкий | Неумение правильно составлять синквейн | Меньше 7 баллов |
Проанализировав полученные результаты, получили следующие данные (Таблица 3).
Таблица 3.
Уровень развития критического мышления
Уровень | Умение составлять синквейн |
3 класс | 4класс |
Высокий | 36,4% (8уч.) | 54,6% (12уч.) |
Средний | 40,9% (7уч.) | 31,8% (6уч.) |
Низкий | 22,7% (5уч.) | 13,6% (2уч.) |
Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют критически рассматривать предложенную тему, т.е. могут резюмировать информацию, излагать сложные чувства и представления в нескольких словах. Низкий уровень критического мышления показали к концу 4 класса снова ребята, занимающиеся по VII виду.
Наряду с данными методиками, нами был применён такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение. В рамках эксперимента автор наблюдал за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, какие приемы ТРКМ приносят наилучший результат в работе и наиболее приемлемы для использования в начальной школе, использование каких приемов интересны детям.
В процессе наблюдения было выявлено, что для рефлексии эффективен прием «Незаконченное предложение», когда ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных предложений на доске или на слайде. Отмечено, что ребята в большинстве случаев выбирают следующие: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Теперь я могу…», «Я научился…», «У меня получилось …», «Я смог…», «Меня удивило…», «Урок дал мне для жизни…».
Предложения типа: «Было трудно…», «Я почувствовал, что…», «Я выполнял задания, но…» выбирают единицы. Наверное, это происходит потому, что в первой группе предложений заложена мотивация на успех.
На уроках с применением ТРКМ встречается не меньше трудностей, чем на любом другом, но дети активны, так как они самостоятельно, в учебном действии открывают, систематизируют и присваивают полученные знания. Но чтобы это произошло, нами в начале урока создается ситуация успеха приемом «Корзина». С этой целью автор приучил ребят отвечать, что они знают по данной теме, начиная со слов: “Я знаю, что…”. При этом наблюдал, как растёт на глазах уверенность учеников в своей компетенции по данному вопросу, повышается самооценка и активизируется мыслительный процесс. Из бесед с ребятами узнал, что самые заинтересованные из них дома просматривают предстоящую тему по окружающему миру и обращаются с вопросами к родителям, к имеющейся литературе, выходят в Интернет, чтобы могли на уроке как можно больше сказать, начиная со слов “Я знаю, что…”или «А вы знаете, что…». Таким образом происходит формирование положительного отношения к самостоятельной деятельности в получении знаний.
В процессе наблюдения нами выявлено, что ребята с огромным удовольствием составляют кластеры, пишут синквейны, читают тексты с пометами, работают в группах с применением приемов «Зигзаг» и «Взаимообучение», придумывают «толстые» и «тонкие» вопросы. Прием «Толстых и тонких вопросов» позволяет стимулировать детей со слабой мотивацией, так как им под силу составить и задать вопросы наравне с остальными, что повышает их самооценку и самостоятельность. Вначале они задают только простые вопросы (тонкие), но постепенно начинают внедрять и продуктивные (толстые) вопросы. Этот прием также работает и на одаренных детей, которые развивают способность составлять четкие, емкие, продуктивные вопросы.
Также, в процессе наблюдения, был выявлен прием, который не совсем хорошо «работает» в начальной школе. Это прием заполнения таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Неэффективность использования этого приема нами видится в том, что при заполнении таблицы всем классом на доске приходится писать много и нет единого мнения по заполнению граф. Ведь у каждого объем знаний различный по тому или иному вопросу как и запросы в получении новых знаний. В данном случае лучше заполнять индивидуально на листочках. Но и здесь сталкиваешься с рядом проблем, главная из которых – разная скорость письма, неумение делать сокращенные записи. И поэтому у части детей графы остаются не полностью заполненными. Следовательно, о качественном усвоении материала детьми говорить не приходится, так как ситуация успеха отсутствует.
Таким образом, мы считаем, данный прием в начальной школе можно применять в классах детей с одинаковыми способностями или в 4 классе.
Наблюдая за детьми в процессе работы с применением технологии развития критического мышления, автор пришел к выводу, что ребята учатся не только работать с информацией, не только вдумчиво читать, быть активными слушателями, но и у них развивается познавательный интерес к процессу обучения, активизируется мыслительная деятельность, происходит формирование положительного отношения к самостоятельной деятельности в получении знаний и к самообразованию в целом. Мотивация на уроках с использованием ТРКМ значительно возрастает, что, несомненно, ведет к повышению качества образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что использование ТРКМ на уроках окружающего мира и чтения:
Активизирует мыслительную деятельность учащихся начальной школы, что подтверждает гипотезу № 1;
Пробуждает в детях исследовательскую, творческую активность;
Мотивирует учащихся к дальнейшей самостоятельной деятельности в получении знаний, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу № 2;
Помогает выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
Формирует коммуникативные способности: умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
Методы и приёмы технологии способствуют:
Лучшему запоминанию изученного материала;
Активизации познавательной деятельности учащихся на уроке;
Развитию уровня критического мышления.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Таким образом, развитие критического мышления у учащихся – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо прививать умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Это отправная точка для развития творческого мышления, развития ученика как разносторонней личности.
ЛИТЕРАТУРА
Вишнякова Е.Е. «Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо», № 15/2004 газеты «Русский язык» издательского дома «Первое сентября»
Загашев И. О., Заир – Бек С. И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство Альянс «Дельта», 2003
Иванов Д. А. «Компетенции учителя», Москва, «Чистые пруды», 2008
Кирилова Н. Б. « Медиаобразование в эпоху социальной модернизации», «Педагогика», 2005 – №5 с.13-21
Лакоценина Т. П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. «Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки», Ростов-на-Дону, «Учитель», 2007
Ласкожевская Е. В. «Технология критического мышления младших школьников», «Начальная школа», 2007, №6, с.68-70
Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Москва, 2001
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, «Народное образование», 1998
Столбунова С.В. «Развитие критического мышления. Апробация технологии», № 28/2003 газеты «Русский язык» издательского дома «Первое сентября»
Хуртова Т.В. «Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения», Волгоград, «Учитель», 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Урок с применением ТРКМ
Тема: “Кожа – надежная защита организма” (3 класс)
Цели:
1. Ребята должны усвоить понятие “кожа” и ее функции.
2. Способствовать развитию у учащихся в процессе практической деятельности наблюдательности, логического мышления, коммуникативных навыков.
3. Способствовать расширению кругозора детей.
4. Прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, презентация, лупа (у каждого ученика), тест «Органы чувств» (у каждого ученика), тест «Кожа – надежный защитник организма» (у каждого ученика), карточки: с названиями слоёв кожи, «дерматолог», к приёму «Инсерт», к приёму «Недописанная фраза»; карандаши, корзинка нарисованная, веера с цифрами.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология развития критического мышления
Ход урока
Оргмомент. Психологический тренинг
- Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы и постановка цели урока.
- О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, ответив на загадку.
«Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу» (кожа)
- Сформулируйте тему урока.
- Какую мы поставим перед собой цель? (углубить знания о коже)
- Сегодня я вас приглашаю побывать в роли студентов медицинского учебного заведения. Вы учитесь на врача, который занимается изучением кожи и ее болезнями.
А как называется этот врач? (дерматолог)
III. Стадия вызова
Актуализация знаний. Прием «Корзина»
(На доске располагаю значок корзины, в которой условно собираем всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме).
- Итак, товарищи студенты, мне бы хотелось узнать, что вы знаете о коже.
IV. Стадия осмысления
1. Работа в парах. Рубрика «А вы знаете, что…»
Студентам тоже задают домашнее задание. Вы сейчас в парах приготовите небольшую информацию по нашей теме, решите, кто эту информацию будет озвучивать в рубрике «А вы знаете, что…».
1. Кожа – это защита тела. Она не даёт грязи и микробам проникать внутрь нашего тела.
Самый верхний слой кожи состоит из плотно сомкнутых клеток, образующих надёжный защитный барьер между телом и окружающей его средой.
2. Кожа – самый крупный орган человеческого тела. Если её расправить, ею можно покрыть широкую постель.
3. Наша кожа очень тонкая: её толщина составляет в среднем 2мм. Кожа на подошвах стоп имеет толщину 6мм, а веках – 0,5мм. А вся кожа взрослого человека может весить от 2,7кг до 4кг.
4. Наша кожа постоянно обновляется, хотя мы этого не замечаем. Поверхность кожи состоит из отмерших клеток. Они всё время слущиваются, а их место занимают новые клетки, образующиеся прямо под ними. Каждый час мы теряем шестьсот тысяч её крохотных частичек. К 70 годам человек сбрасывает 50килограммов кожи.
5. Кожа помогает поддерживать постоянную температуру тела: когда нам жарко, она выделяет пот, а пот, испаряясь, уносит с собой излишки тепла.
6. Кожа кончиков наших пальцев испещрена крошечными бороздками, которые оставляют характерные следы на бумаге и других гладких поверхностях, - отпечатки пальцев. У всех людей отпечатки пальцев разные.
7. Волосы и ногти образуются в коже. Волосы у нас растут по всему телу – кроме ладоней рук и подошв ног. Самые густые волосы растут на голове, над глазами (брови) и на веках (ресницы). Брови ресницы защищают глаза от пыли и влаги.
8. Волосы, растущие на голове, предохраняют её от холода и солнца и каждый месяц подрастают примерно на 1см. Достигнув длины 90см, они приостанавливают свой рост.
9. На человеческом теле растёт от 3 до 5миллионов волос – столько же, сколько у обезьян. Но человеческие волосы гораздо короче и тоньше, чем обезьяньи. К корням волос присоединены крошечные мышцы, поднимающие волосы, когда нам холодно. От этого на коже появляются мурашки.
10. Ногти – твёрдые полупрозрачные пластинки, вырастающие из кожи. Они защищают от повреждений кончиков пальцев.
Поскольку ногти и волосы растут у нас постоянно, нам приходится их подстригать.
2. Практическая работа
- Давайте проведем небольшое исследование. Посмотрите на кожу своей руки. Потрогайте ее, потяните. Что вы можете сказать о коже? Какая она по цвету?
Упругая.
Тонкая
Мягкая
Прочная
Бледно – розового цвета
-Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите на ней.
(На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия)
- Правильно. А для чего нужны эти отверстия.
( Наверно, через них кожа дышит).
- Эти отверстия называются поры, через них кожа дышит, а маленькие волоски – это часть кожи. Через поры выделяется пот, жир. Прислоните лупу ко лбу. Что заметили?
( Выделился жир (жирное пятно))
3. Приём «Лекция со стопами»
- А теперь послушайте лекцию о строении кожи.
(По ходу объяснения появляются таблички со словами) (слайд 2)
- Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху, наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой.
- А скажите, хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу. Оказывается, пот испаряется с поверхности кожи и тела человека, от этого человек охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. Кроме того, потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.
В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Итак, кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений?
( Наружная оболочка)
- Подумайте, какой слой сохраняет тепло.
(Подкожный жир)
- Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела?
( Выделение пота) (слайд 3)
Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ней прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40 000 микробов. (слайд 4)
Если не следить за ее чистотой, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.
Главный способ ухода за кожей – ее нужно мыть. (слайд 5)
Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1–2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что в это время с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Представляете?!
- А что вы можете сказать про ногти?
( Их надо подстригать, чтобы под ними не собиралась грязь).
- Важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?
(Ушиб, рана, царапина, обморожение, ожог).
- Давайте поговорим сначала о ранах. Они бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены не только кожа, но и мышцы. В таких случаях нужно обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки смазывают йодом или зеленкой, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязывают чистым бинтом.
- Какие виды ран бывают?
( Поверхностные и глубокие).
- А теперь мы поговорим об ушибах. Как возникают ушибы?
( Когда упадешь или стукнешься обо что-нибудь).
- Как вы определяете, что ушиблись?
( Появляется синяк, покраснение)
- Как же поступать при ушибе?
( Надо приложить что-нибудь холодное)
- Верно. Знаете вы что-нибудь про ожоги?
( Ожоги бывают разной степени)
- Действительно. Ожоги бывают четырёх степеней. Первая степень – покраснение и припухлость кожи. Если это ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. Эта жидкость прозрачная и желтая. При ожоге третьей и четвёртой степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости.
- Какую помощь, товарищи студенты, вы будете оказывать при ожоге первой степени?
При ожоге первой степени нужно полить большим количеством холодной воды то место, которое обжег, наложить стерильную повязку. В остальных случаях помощь оказывает врач.
Для человека также страшно обморожение. Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Каковы признаки обморожения?
( На месте обморожения появляется белое пятно)
- Запомните: нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше согреть его рукой и скорее идти домой.
Теперь вы узнали, как оказывать первую помощь. И если произойдет какой-то несчастный случай, то знаете, как поступить.
- Что вы будете делать с пациентом, если он ушибся?
( Приложим что-нибудь холодное)
- Как вы поступите, если ваш друг поранит руку?
( кожу вокруг ранки нужно обработать йодом, а затем перевязать руку чистым бинтом)
- А как поступить при ожоге?
( Лучше сообщить взрослым, но если обжегся не сильно, то нужно открыть холодную воду и держать, например, руку под водой)
4.Физминутка.
5. Приём «Инсерт»
Перед вами карточки. По мере чтения карандашом на полях помечайте отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна.
Знаком (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком (!) отмечается то, что показалось интересным.
Знаком (?) отмечается то, что осталось непонятным и вызывает желание узнать подробнее.
Кожа – защитная оболочка, оберегающая организм от непогоды и инфекций и помогающая поддерживать постоянную температуру тела.
Кожа – это орган осязания.
Кожа человека состоит из трёх основных слоёв:
Эпидермис – самый верхний тонкий слой кожи – это мёртвые клетки.
Дерма – средний толстый слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой). В дерме (самой коже) находятся потовые железы.
Третий слой - жир защищает внутренние органы от ударов. Сальные железы вырабатывают сало – жидкую смазку, предохраняющую кожу от высыхания. Когда мы долго сидим в воде, жировая смазка, покрывающая кожу, смывается, и кожа становится морщинистой.
Почему наша кожа не всегда одного цвета? Клетки кожи содержат меланин – особое вещество коричневого цвета. Когда меланина в коже становится больше, она темнеет. Если меланина в коже мало, она совсем светлая. Когда, например, мы загораем на солнце, наша кожа вырабатывает много меланина, чтобы защитить тело от солнечных лучей. Меланин придаёт тёмный цвет и волосам. В старости волосы вырабатывают меньше меланина. В результате они теряют окраску и становятся совсем светлыми – седыми.
Кожа дышит через поры. Поры – это крошечные отверстия в коже, через которые просачивается пот.
- Что для вас было уже известно?
- Что узнали нового?
- Что показалось интересным?
- Что требует пояснения?
V. Стадия рефлексии.
Студенты после изучения темы сдают зачёты. Но не всех допускают до зачётов. Я сейчас проверю, все ли наши студенты могут быть допущены до зачета. Ответьте на вопросы:
1. Познавательные задачи.
- Почему после бани легче дышится? (Кожа участвует в газообмене)
- Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняка? (Чтобы не произошло переохлаждения)
2.Прием «Закончи предложение»
Я буду вам читать начало предложений, а вы должны закончить:
« Нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше…
(согреть его рукой и скорее идти домой)
« Это повреждение кожи бывает четырёх степеней». (ожог)
«Если у вас …, то вам нужно обработать кожу йодом, а затем перебинтовать».(рана) «Срочно приложи тряпочку, смоченную холодной водой, или холод, если у вас…» (ушиб).
«Если рана, ожог, ушиб большие, нужно немедленно обратиться…»( к врачу).
Ребята, а еще вам, как врачам-дерматологам, придётся лечить и другие кожные заболевания. А кто знает - какие?
(Бородавки, дерматит, крапивница, лишай, герпес, угри, экзема)
- Все допущены к сдаче зачёта по теме в виде теста «Кожа – надежный защитник нашего организма».
3. Тест (отметь плюсом правильный ответ)
1.Как называется врач, который лечит кожные заболевания
А. Кожник
Б. Дерматолог
В. окулист
2. Кожа — это орган
А. Слуха
Б. Осязания
В. Обоняния
3. Кожа дышит через
А. Поры
Б. Волоски
В. Жир
4. Кожа состоит из трех слоев
А. наружная оболочка, жир, кожа
Б. наружная оболочка, кожа, подкожный жир
В. жир, пот, поры
5. Чтобы на коже не было микробов, надо
А. мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю
Б. смазывать кремом
4. Работа в парах
- Обменяйтесь тестами. Проверим вместе. Если ответ неверный – рядом ставьте галочку.
(читаю тест – вместе называем верный ответ)
- Посчитайте неверные ответы. Если всё верно – поставьте «5», одна ошибка – «4» , если больше – придут пересдавать зачёт после домашней подготовки.
- У вас веера на партах. Отметки ваших товарищей продемонстрируйте.
5. Приём «Недописанная фраза»
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я понял, что…
VI. Домашнее задание
С.136-139 прочитать, сделать сообщение о любом заболевании кожи
Расскажите о коже и правилах гигиены дома.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Прием «Составление кластера»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Прием «Написание синквейна»
Тема: А.С.Пушкин
Пушкин
Умный, талантливый
Пишет, сочиняет, творит
Он очень хороший поэт
Писатель
Тема: И.А.Бунин. Полевые цветы.
Тема: В.Л. Дуров. Наша Жучка.
Дуров
Добрый, внимательный
Изучал, любил, тренировал
Добивался послушания животных лаской
Дрессировщик
Тема: Жизнь леса.
Тема: Здоровый образ жизни
Здоровье
Слабое, крепкое
Закалять, сохранять, укреплять
Основа счастливой жизни человека
Радость