СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов мнемотехники для развития памяти младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я представила фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по стихотворению А. С. Пушкина "Опрятней модного паркета..." с использованием приемов мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

Использование методов мнемотехники для развития памяти у младших школьников

Г.А. Гатауллина,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Алексеевская начальная общеобразовательная школа №4»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан



Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится – таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. ФГОС НОО как одну из задач школы определяет воспитание ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Именно поэтому детей в школе необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации. Развитие и тренировка памяти становятся важными в работе с учащимися. Одним из методов, помогающих развивать память младших школьников, является мнемотехника.

Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что запомнили, не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления.

Одним из самых простых и удобных для работы методов мнемотехники является метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного письма). Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов. Приём символизации – один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все. Приём символизации относится к первому этапу запоминания – к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

• кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

• соединение образов в воображении (запоминание);

• запоминание последовательности информации;

• закрепление информации в мозге.

Символизация или кодирование – это подготовка информации к запоминанию, это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими значками. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В мнемотехнике приём символизации (крокирования) используется очень часто. Одно и то же слово (понятие) можно обозначить разными зрительными образами. Искусство кодирования заключается в быстром подборе наиболее информативного образа, по которому можно легко восстановить запоминаемое понятие. Например, государство – образ флага, революция – винтовка со штыком, война – противотанковые ежи, восстание – крестьянские вилы, император – корона российской империи, царь – трон и т.п.

Приём символизации относится к сложным приёмам мнемотехники. Чтобы быстро присваивать образы запоминаемым словам, необходимо специально тренироваться на различных частях речи. Трудно подобрать зрительные образы к следующим словам: «медленно», «медленный», «быстро», «быстрый», «в», «около», «доверительный», «уважение», «стремительный». Для символизации таких слов обычно используются устойчивые словосочетания: медленный, как черепаха - образ «черепаха»; быстро читать книгу - образ «книга»; быстрый бегун - образ «бегун»; уважение - образ «шляпа» (снятая шляпа); стремительный удар - образ «кулак».

Применение приёма символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».

Метод Цицерона (метод «мест», или «комнат»). Этот метод пришёл к нам из глубин веков (I века до н. э.). Марк Туллий Цицерон во время своих выступлений приводил множество фактов, но никогда не пользовался записями. Секрет его ораторского искусства заключался в том, что перед выступлением в сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определённым уголком своего дома.

Мы часто непроизвольно пользуемся этим методом. Потеряв книгу, очки, ключи, мы пытаемся пройти по комнате, чтобы последовательно восстановить те ситуации, где могла быть востребованы потерянные предметы. Суть метода Цицерона в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате. Используя этот метод в работе с детьми мы «позовём на помощь» любимых детских сказочных персонажей? Скажем, Крокодил Гена может давать советы Чебурашке (или Малыш – Карлсону, или Пятачок – Вини-Пуху) раскладывать свои «мысли» по «полочкам», чтобы никогда не терять. Можно даже на самом деле пройти с ребёнком по комнате, останавливаясь там, где «что-то (условно) положили».

Метод трансформации можно объяснить на таком примере. Припомним любой «пластилиновый» мультик: как ворона превращается, трансформируется на глазах в корову, в страуса, а избушка - в мужичка и т.п. В этих превращениях и суть метода. Если мы хотим что-либо запомнить, представляем себе, как происходит превращение одного образа в другой. Попробуем запомнить такую цепочку: чемодан, крокодил, вертолёт, утюг, стог, лужа, мяч, ёжик, корзина, черепаха. Нам надо не просто решить, кто в кого превратился, а именно увидеть, почувствовать, проследить процесс превращения.

Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи») это самый известный, самый сложный для освоения взрослым человеком и теми детьми, у которых доминирует логическое мышление. Но освоив этот метод однажды, человек никогда его не забудет и метод всегда сможет выручить в нужный момент. Например, рисуем 9 картинок-квадратиков коллаж из образов, и пробуем связать их в единый сюжет. Абстрактные значки, фигурки нужно рассмотреть и решить, на что они похожи, а дальше составить единый сюжет из выдуманных предметов (вместо абстрактных фигурок). Сюжет может быть очень забавным, нелепым, смешным – тем лучше он запомнится. Все объекты информации могут «ожить», видоизмениться и начать активно действовать, если это необходимо.

В своей работе с детьми я использую метод крокирования. (символизации) - дети запоминают слова с помощью набросков («кроков»), а также метод ассоциативных цепочек. Эти два метода предполагают использование в качестве дидактического материала мнемодорожек, мнемотаблиц. Мнемотаблица (или мнемодорожка) - это самые простые рисунки отражающие ключевые фразы, это схема, в которую заложена определённая информация. Опорным в таблице являются изображения главных героев произведения, через которые идёт осознание происходящего в нём, понимание самого произведения, содержания, которое «завязано» вокруг его главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно.

Э тапы работы с мнемотаблицей (или мнемодорожкой); (пример мнемотаблицы по сказке «Теремок»).

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы («оживляем» все рисунки).

3) Попробовать связать последовательно, попарно, построчно все символы (образы) и с их помощью, как можно точнее, ближе к тесту, воспроизвести художественное произведение.

Мнемотаблица (или мнемодорожка) - это самые простые рисунки отражающие ключевые фразы, это схема, в которую заложена определённая информация. Опорным в таблице являются изображения главных героев произведения, через которые идёт осознание происходящего в нём, понимание самого произведения, содержания, которое «завязано» вокруг его главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно. В начале обучения «чтению» по мнемотаблицам детям рекомендуется давать цветные мнемотаблицы, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - жёлтого цвета, у петуха - хохолок красного цвета, мышь - серая, ёлка - зелёная, солнце - жёлтое или красное и другие образы.

Этот прием мною был использован на уроке литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета…». Актуализация была организована в форме проговаривания скороговорок по мнемодорожке

На этом же этапе был использован прием мнемотехники с целью выявления значимости образов стихотворений, изученных на предыдущих уроках (по Пушкину). Эти образы были воспроизведены в виде слайдов по проектору. («Зимнее утро». Работы учащихся).


«Зимний вечер»


При изучении нового материала, я поставила цель: продолжить знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина и показать поэтический образ зимы. На первичном восприятии текста, была проведена эмоционально оценочная беседа. (Слушали аудиозапись). На вторичном синтезе я использовала групповой метод обучения для вовлечения в работу всех учащихся. Дети последовательно нарисовали образы, изображенные поэтом в тексте, подтверждая их цитатами из текста. (Использование мнемодорожки).

«Опрятней модного паркета…»

Мнемотаблицу можно использовать и на уроках русского языка. Например, при изучении безударных гласных, непроверяемых ударением (словарные слова)




п










са

р

п

к

л

с

б

к

З

м



г

к

х

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

бо

ль

р

ток

по

ра

ран

вод

ши

р

ль

зе

пус

р

чий

то

ман


ги

бан

даш


на

буз

бом

та

та


Таким образом, использование мнемотехнических приёмов как нельзя лучше направляет внимание ребёнка к речевому материалу, способствует его заучиванию и многократному повторению. Применяя мнемотехнический метод крокирования и метод ассоциативных цепочек при заучивании и пересказе речевого материала у учащихся появляется навык с помощью графической аналогии, а также с помощью заменителей понимать, рассказывать и запоминать знакомые художественные произведения по мнемотаблице, повышается скорость запоминания и улучшается речевое продуцирование.














Моя методическая тема связана с методикой мнемотехники как средства развития памяти младших школьников. А развитие памяти является основополагающим компонентом функциональной грамотности.

Ведь еще древний мыслитель и философ Китая Конфуций говорил: Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Мнемотехника в переводе с греческого означает «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Допустим, самый элементарный пример – запоминание цветов радуги по фразе Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Я провела открытый урок литературного чтения по своей методической теме и хочу некоторые моменты его представить вам. Урок был посвящен стихотворению Пушкина «Опрятней модного паркета…» (по отрывку из «Евгения Онегина»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!