В 8 – 9 классах проблемное обучение формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые способности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учеников, способствует глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности при этом используются частично-поисковый и исследовательский методы. Происходит активное вовлечение учеников в процесс решения проблемы. Процесс протекает в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, дискуссии, выполнения и защиты проектов. При изучении в 8 классе темы « Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка» выдвигается проблема: « Как творчество воздействует на эмоции зрителя, слушателя»?
Просмотр содержимого документа
«Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках искусства»
«Использование методов проблемного обучения и средств ИКТ на уроках искусства»
(из опыта работы учителя искусства МКОУ «ТСШ» Слипец Л.В.)
Формирование творческой, инициативной личности, способной к достижению вершин саморазвития и самореализации – задача образовательного пространства современной школы. Гуманитарная направленность образовательной среды включает значимые для человека знания и использование комфортных, принимаемых школьниками технологий обучения.
Поиск педагогических путей развития индивидуальности школьника, формирования его жизненной позиции, сознательного отношения к своему творчеству привел меня к изучению и применению в своей деятельности методов проблемного обучения (ПО) и средств ИКТ, на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности школьников. Они позволяют решить одну из самых важных задач современного социально-личностного заказа школе – формирование творческих качеств личности. Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, материал не дается, а задается как предмет поиска.
Проблемное обучение необходимо не только для того, чтобы развивать творческое мышление или «чтобы было интересно учиться», а в первую очередь для воспитания успешно мыслящего и действующего человека.
На уроках и во внеурочной деятельности проблемное обучение помогает развивать: творческую активность, включает учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность.
В 8 – 9 классах проблемное обучение формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые способности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителя и учеников, способствует глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности при этом используются частично-поисковый и исследовательский методы. Происходит активное вовлечение учеников в процесс решения проблемы. Процесс протекает в виде решения задач, беседы, анализа ситуаций, дискуссии, выполнения и защиты проектов. При изучении в 8 классе темы « Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка» выдвигается проблема: « Как творчество воздействует на эмоции зрителя, слушателя»?
Эта комплексная проблема решается в процессе выполнения проектов, причем дети не ограничены в выборе способов деятельности. Это и традиционные печатные издания и Qr кодов живописное или графическое решение работ, техника коллажа, использование нетрадиционных материалов, выполнение проекта в объеме или рельефе, а также использование компьютерных игр («Стильные девчонки»), с распечаткой и оформлением «модного журнала».
я использую следующие приемы проблемного обучения:
создание проблемных ситуаций путем сопоставления данных обыденного и научного опытов Я считаю, что любое знакомство с противоречивыми фактами уже подталкивает к проблемному мышлению. Необходимо умение учителя находить факты, открытые для дополнения, не устоявшиеся, парадоксальные, не имеющие однозначной трактовки.
установление сходства там, где очевидно различие и наоборот: «Всегда подчеркивается различие романского и готического стилей, а в чем их сходство?»
постановка проблематичных целей деятельности: «Зачем изучать законы живописи, когда есть цветная фотография?»
Часто проблемная ситуация, перерастает как в увлекательную деловую игру, где дети максимально активны, так и в дискуссию, где осуществляется совместный поиск истины. Всё это помогает ребятам в работе над реализацией проектов. В полной мере используется и реализовывается личностный потенциал ученика. Надежным гарантом активности ученика является представление ему возможности выполнять деятельность, имеющую для него безусловный смысл, деятельность, в которую он включается без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней. Увлеченность современных школьников информационными технологиями помогает проведению уроков на новом, современном уровне.
На уроках искусства я стараюсь, чтобы присутствовало учение, включенное в структуру игры, жизненной ситуации и творчества, осуществлялся совместный поиск решения в диалоге, происходило совместное переживание ценностей. При выполнении творческого задания учащиеся принимают решения с личностным отношением. Для меня важно признавать право детей на собственное мнение и в процессе общения, и в процессе выполнения работы. Так, в 8 и 9классе, при выполнении задания на уроке присутствует диалог как преобладающий стиль общения. Ученики слушают друг друга, высказывают своё мнение, проявляют взаимную толерантность, и приходят к общему мнению
Уроки, проводимые мной, с использованием активных методов обучения предоставляют ученику возможность сформировать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру.
Литература
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.– М.: Просвещение, 2007
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004