Использование методов терапии искусством в работе школьного детско-родительского клуба.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться опытом работы специалистов Службы сопровождения КГБОУ ШИ 9 с родителями и детьми с особенностями развития посредством использования арт- терапии.
Важным фактором личностного развития каждого ребенка являются детско-родительские отношения. Общаясь с семьями наших детей мы -специалисты отмечали, что в семьях существуют определенные проблемы в области детско-родительских отношений, в частности имелся низкий уровень сотрудничества детей с родителями; родители часто не воспринимали своего ребёнка как помощника и сотрудника. Родители были готовы к творческой деятельности с детьми, но не всегда находили на это время.
С целью создания условий для укрепления детско- родительских отношений на базе школы- интерната был создан клуб - творческое Арт – кафе «Рецепты счастья», которое семьи наших обучающихся могли посетить в выходной день и вместе провести время, пообщаться с педагогами и другими родителями и детьми. Особенно данная форма работы с семьей стала актуальна в условиях капитального ремонта школы-интерната. Свои творческие встречи мы стали проводить на базе поселковой детской библиотеки.
На каждом занятии клуба родители, дети и педагоги раскрывали один из секретов (рецептов) счастья наших семей: любовь, доверие, семейные ценности и взаимопонимание.
Работа арт- кафе строилась на широком применении арт- терапии искусством.
Арт – терапия (терапия искусством) – одна из наиболее эффективных технологий социальной реабилитации инвалидов, обладающая особыми коррекционными и развивающими возможностями, основная цель которой состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания средствами художественной деятельности. Главной целью Арт – терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с инвалидностью. Арт – терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков.
Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием личностного потенциала, повышением психического и духовного здоровья. Применение арт-терапевтических техник так же, способствовало коррекции детско-родительских отношений в семьях.
Остановимся подробнее на более популярных видах Арттерапии которые с успехом наши специалисты применяли в деятельности детско-родительского клуба.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Танцевальная терапия —применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
На встречах в арт -кафе и совместной работе мы соблюдали некоторые условия:
Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности;
Приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему;
Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности;
Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая;
Ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.
Мастер – класс.
ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Давайте остановимся на интуитивном правополушарном рисовании.
Здесь самое главное довериться интуиции и рукам, которые сами всё сделают.
Правила:
Рисунки выполняются в быстром темпе.
Разговоры нежелательны (отключаем логическое мышление)
Покрываем лист белой гуашью, в хаотичном порядке наносим яркие пятна, размашистыми движениями растягиваем цветные пятна, а далее дорисовываем всё что нам хочется. А мне хочется сегодня нарисовать яркий символ уходящего лета – яркие и нежные тюльпаны.
Оцените сами свою работу! Вам понравилось?
После реализации программы работы клуба (участия семей в работе творческого арт -кафе) из опроса родителей и нашего наблюдения отмечается улучшение детско-родительских отношений, в частности: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; наметилась оптимизация родительских установок.
А самое главное и отрадное, что участники нашего творческого арт- кафе выразили огромный интерес в продолжении деятельности клуба выходного дня, а совместные творческие работы стали семейными реликвиями детей и родителей.