СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов визуализации на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы учителя.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов визуализации на уроках русского языка и литературы»

Описание опыта работы.

Тема: «Использование методов визуализации на уроках русского языка и литературы»

Сведения об авторе: Елена Николаевна Дында,

учитель русского языка и литературы, МКОУ Писцовская СШ.


При общем стаже 23 лет, я преподаю русский язык и литературу в Писцовской школе 3 года. Педагогическая практика на сегодняшний день испытывает немало затруднений: низкая мотивация учащихся, детская гиперактивность, родительская занятость и отсутствие контроля с их стороны и др.

Актуальность выбранной мной темы состоит ещё и в следующем:

- соответствие требованиям ФГОС ООО;

- низкий уровень читательской грамотности школьников,

- их неумение работать с текстом;

- неразвитая и неправильная речь.

Для современных школьников не просто чуждо чтение, они, по моим наблюдениям, из-за переизбытка информации боятся его объёмов. Так определилась основная идея моей работы: наряду с проблемой понимания текста, нужно решить проблему обращения к нему.

Результатом такого педагогического опыта работы хотелось бы видеть:

- интерес и ориентацию на успешность обучения,

- повышение функциональной грамотности учащихся.


Выбирая тему самообразования, я руководствовалась тем, что в век информатизации у школьников непроизвольно сформировалось «клиповое», «фрагментарное» мышление: они быстрее воспринимают информацию через символы, яркие образы и короткие высказывания. Я подумала, что применение на уроке современных приёмов визуализации сделает его более эффективным и информативным, значит, более понятным.










Над данной темой работаю второй год, постепенно расширяя диапазон практики.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений.

Русский язык:

Учебный год

Класс

Количество

учащихся

Успеваемость

Качество знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

2018-2019

21

100%

52%

56%


24

100%

54%

58%

2019-2020

16

100%

62,3%

63%


20

100%

35%

39%


21

100%

63%

64,5%


24

100%

56%

59,4%

2020-2021

16

100%

63%

64,4%


19

100%

42,2%

48,5%


21

100%

61%

63,6%


23

100%

60%

66,8%


11

10

100%

73%

77%

Литература:

Учебный год

Класс

Количество

учащихся

Успеваемость

Качество знаний

Степень обученности учащихся (СОУ)

2018-2019

21

100%

64%

65,2%


24

100%

65,6%

67%

2019-2020

16

100%

66%

64%


20

100%

57%

59%


21

100%

68,6%

70%


24

100%

69,7%

71%

2020-2021

16

100%

73%

73,5%


19

100%

60%

62,3%


21

100%

72,6%

72%


23

100%

70%

73%


11

10

100%

75%

77,8%




Оказалось, что данная технология уместна и в воспитательной работе с классом. (Слайд успешности класса)

Классное руководство – 7 «а» класс,

всего – 16 учащихся, из них 11 учатся на «4» и «5»,

успеваемость -100%,

КЗ – 69%, уровень воспитанности – высокий.



Теоретическая база опыта работы.


1 И.В. Рощина (Минск, ГУО «Минский областной ИРО») «Средства визуализации современного урока языка и литературы»

2. Пищик, Е.В. Методика использования мультимедийных технологий на

уроке / Е.В. Пищик // Технология. Все для учителя! – 2013 – №3. – С. 8-

13 – Текст: непосредственный.

3. Глизбург, Вита Иммануиловна. Визуализация как средство формирования

метапредметных знаний / В.И. Глизбург, И.Ф. Зыкова // Вестник Московского

городского педагогического университета. Серия: "Педагогика и психология". -

2016 - № 3 (37) 2016 - С. 65-73.Электронный ресурс:

https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=423599&foldername=fulltexts&f

ilename=423599.pdf.

4.Иванова, О.В. Визуальное повторение учебной информации в средней и высшей школе / О.В. Иванова // Информатика и образование. ИНФО. - 2019 - № 5 - С. 41-50.

5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для студентов,магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вуз. преподавателей /под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2011, 2013 - 432 с. : ил.,табл. - Прил.: с. 428-432. - Лит. в конце гл. - ISBN 978-5-496-01163-8.































Технология опыта работы.

Тема: «Использование методов визуализации на уроках русского языка и литературы»

В переводе с латинского языка «visualis» означает зрительно. В педагогике данное понятие реализуется принципами наглядности.

К традиционным методам наглядности относятся таблицы, конспекты, планы. Однако современность вносит свои коррективы, и появляются новые методы и технологии визуализации, их приёмы и формы: кластер, инсерт, фишбоун, комиксы, инфографика, скетчноутинг, таймлайн, скрайбинг, интеллект-карты, ментальные карты, облака слов, ленты времени, интерактивные задания визуального ряда учебных платформ и т.п.

Задачи визуализации способствуют активному восприятию учебного материала, позволяют представить логически структурированный материал, дополнить его, обеспечить грамотное изложение информации.

В своей работе я поделюсь описанием активных методов визуализации и моим опытом применения их на практике.

«Облако слов» или тегов (англ.- tagloud, wordcloud, wordle) – визуальное представление набора категорий или тегов ключевыми словами и понятиями, ярлыками, метками, отличающихся цветом и размером. Опишу несколько примеров, как я использую облака слов в работе:

- создание информационных буклетов, открыток;

- представление информации о ком – либо;

- при обобщении и повторении;

- для оценки критериев и представления результатов опроса и др.

Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках русского языка и литературы:

- задание «Сформулируйте тему урока», здесь включены слова из названия темы урока;

- задание «Собери имена героев», учащиеся в группе составляют облако с использованием имён героев нескольких произведений;

- задание «Облако синонимов», «Облако признаков», «Облако эмоций»;

- творческие задания «Собери пословицу», «Собери стихотворение»;

- контрольные задания «Словарные слова», «Найди лишнее слово»

- задания по развитию речи «Составь предложение» и т.п.

Пример: выделите члены предложения, какие из них являются главными, какие второстепенными?



«Кластер» - графическая форма передачи информации, когда выделяются основные единицы, группируются в схему, обозначая этим смысловую связь. На первом этапе работы происходит активизация участников в процесс воспроизведения имеющихся знаний по теме посредством постановки вопросов. Следующий этап осмысления: работа с текстом, обдумывание и анализ информации. Третий этап, рефлексия, подразумевает вывод. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре – основное понятие, окружённое крупными, значимыми смысловыми единицами, далее могут находиться менее значительные категории. Составные кластера различаются не только местом нахождения, но цветом и размером. Не стоит бояться излагать всё, что придёт на ум: ассоциации, выдумки, догадки и даже ошибки. В процессе анализа всё исправится и встанет на свои места. Форма работы с кластерами может быть любой: индивидуальной, в парах, группах, коллективах.

«Скетчноутинг» - это метод записи идей, мыслей, быстрая передача смысла наглядным способом с минимальным количеством текста. Разработкой данного метода занимался в 1970 году Алан Пайвио. Он разработал теорию двойного кодирования, при котором мозг, усваивая информацию, использует вербальный и визуальный каналы. Данный метод описывали в своих произведениях Джон Хендрикс «Рисовать – это круто. Скетчбук, где живут твои идеи» и Дэн Роэм «Визуальное мышление. Как «продавать» идеи с помощью визуальных образов», « Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем».

Данный метод нравится многим учащимся, разделив их на группы, даётся задание нарисовать прочитанное. Таким образом, бывают включены в работу те, кто не читал. Рассматривая зарисовки, слушая разъяснения по ним, они непроизвольно заинтригованы сюжетом и ждут развязки. Не скажу, что это мой приоритетный метод работы, но он мне понравился, потому что нравится детям. Да простят меня те, по утверждению которых невозможно без чтения, нужен текст, нужно читать! Простят и разработчики метода, потому как это не совсем скетч! Я таким способом пытаюсь настроить ребят «повернуться лицом» к тексту. Примеры работ учащихся:



Не все ребята однозначно относятся к данной форме работы по причине неумения или нежелания рисовать. Применяю подобный этому метод «Таймлайн» - «Лента времени» (англ. timeline) - инструмент для группировки информации вертикальным или горизонтальным способом в его хронологической последовательности. Здесь включены заголовок, подзаголовок с объяснением темы, отметки дат, понятий, ключевых моментов. Чем полезен данный вид работы? Он позволяет:

- понять хронологию и периодизацию;

- способствует развитию навыка работы с большим объёмом информации;

- позволяет делать обобщения для лучшего восприятия темы;

- помогает представить материал наглядно,

- развивать учащимся навыки анализа и критического мышления.

Пример: подготовить таймлайн жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Основными вехами в этом случае будут: дата рождения, годы учёбы, создание первого произведения, служба в гусарском полку, дуэль и т.д. Подбираются 2-3 предложения, фотографии, иллюстрации. Для проверки и анализа пройденной темы используется готовый таймлайн, где упущены некоторые важные даты и моменты, нужно будет проанализировать и вписать упущения. Для создания таймлайна подойдёт любой графический редактор или конструктор инфографики: Canva, Venngage. Существуют специальные сайты: Myhisto, Storyboard.

Технологии современности позволяют «нанизывать» на ленту времени и изображения, и звук. На уроке литературы данный приём активизирует межпредметные связи: здесь же можно отразить исторические факты, значимые события из мира живописи, архитектуры и музыки, пришедшиеся на данный период и повлиявшие на творчество автора. (Примеры – в приложении 1)





Метод «Фишбоун» в переводе с английского языка означает «рыбная кость», он направлен на развитие критического мышления в наглядно – содержательной форме. Данная диаграмма известна под именем Ишикавы (Исикавы), японского профессора, открывшего метод структурного анализа причинно – следственных связей.

Данный вид работы позволяет:

- работать парами и группами,

-развивать критическое мышление,

- визуализировать взаимосвязи;

- ранжировать факторы по значимости.

Фишбоун эффективен во время обобщения и систематизации материала. Главным этапом применения технологии является этап результативности – вывод, решение поставленной проблемы. Сложность может быть в том, что причин может оказаться больше, чем аргументов, поэтому нижние косточки могут остаться незаполненными. Так бывает и в жизни, что предложений больше, чем фактов, поэтому учитель сам определяет либо далее исследовать проблему, либо попытаться определить решение по имеющимся аргументам.

Пример использования технологии Фишбоун на уроке литературы в 5 классе при изучении басни И.А.Крылова «Волк на псарне» с применением межпредметных связей.

- Голова - Верить ли врагу?

- Верхние косточки - испуг, хитрит, « я ваш сват и кум».

- Нижние косточки – «псы залились и рвутся в драку», « псарня стала адом», «не делать мировой».

- Хвост – врагу нельзя верить, каким бы жалким он не выглядел.

Межпредметные связи: с русским языком - объяснить лексическое значение слов, правописание, пунктуацию (по выбору), с историей – эта басня – отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон в оставленной Кутузовым Москве понял, что враг не побеждён, а набирает силы.


 Приём «Инсерт» - система маркировки для эффективного чтения и размышления (авторы Воган и Эстес).

«галочкой» помечается известное;

«+» - интересное, неожиданное;

«?» - непонятное, нужно узнать!

Применяю для самостоятельного чтения и последующего индивидуального опроса.

Приём «Лови ошибку!»

Известно, что ничто так не запоминается, как сделанная учителем ошибка. Заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, предлагаю выявить и исправить ошибки. Допускаю ошибки 2 уровней: явные и скрытые.

После изучения нового материала – возвращаемся к тексту и исправляем ненайденные ранее ошибки.


В заключении отмечу: анализ результатов применения данного инновационного опыта позволяет наблюдать позитивную динамику учебной деятельности учащихся.

Активные технологии визуализации

- вызывают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению;

-способствуют повышению качества знаний и развивают познавательную активность;

- затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, процессы анализа и синтеза;

- раскрывают творческие способности школьников и позволяют наглядно представить результат своих действий.

- Я убеждена, если делать своё дело с интересом и вдохновением, то найдётся отклик в детях, им будет интересно, а это значит: к ожидаемым результатам мы точно доберёмся!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!