Использование межпредметных связей на уроках естественнонаучного цикла
Доброхотова Т.В.,
преподаватель естественнонаучных дисциплин
ГБОУ СПО «Нижегородский Губернский колледж»
Межпредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными дисциплинами.
На развитие теории межпредметных связей в педагогике повлияли процессы дифференциации и интеграции наук. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — утверждал Каменский. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва. Дифференциация знаний в начале 19 в. вызвала увеличение числа учебных предметов в школьном обучении и привела к перегрузке программ. К. Д. Ушинский одну из причин перегрузки видел в отсутствии взаимосвязи учебных предметов. Он впервые дал наиболее полное психолого-педагогическое обоснование межпредметных связей, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Система знаний, по его утверждению, позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий. Разработкой теории межпредметных связей занимались также В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.
Как показывает практика, межггредметные связи в системе СПО являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.
Новая волна интереса к проблеме межпредметных связей не спадает и сегодня. Связь между дисциплинами - одно из основных требований дидактики профессионально-технического образования. Единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования обеспечивается, прежде всего на основе реализации межпредметные связей. Межпредметные связи - это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее - между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Так как научные факты, законы, теории формируются через понятия или выражают связь между ними, то в итоге межпредметные связи - это связи между понятиями в различных дисциплинах. Содержание профессионального обучения отражает не только основы наук, но и связи науки с производством, с деятельностью будущего специалиста.
Межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Актуальность реализации межпредметных связей в обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний
Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у обучающихся младших курсов представления о системах понятий и универсальных законах, а у обучающихся старших курсов - об общих теориях и комплексных проблемах. Например, математическими понятиями, приходится оперировать на уроках по химии преобразовывая формулы, решая химические задачи. Знание математики необходимо и при изучении биологии.
Интеграция - это объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире.
Частным случаем проблемы интеграции является интегрированный урок.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин, позволяющих добиться целостного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Цели:
Образовательные - | показать как между собой связаны такие науки как химия, физика, биология, математика. Объяснить с точки зрения дисциплин естественнонаучного цикла процессы, происходящие в окружающем нас мире |
Развивающие - | развивать способность логически мыслить, обобщать и на основе полученных опытных данных делать теоретические выводы, развивать умение применять полученные теоретические знания при изучении различных дисциплин естественнонаучного цикла |
Воспитательные - | показать значимость полученных знаний в повседневной жизни |
Первый интегрированный урок мною был проведен еще в 2003 году. Он назывался «Физика, здоровье, окружающая среда и мы». В нем мы попытались объединить такие дисциплины естественнонаучного цикла как физика, химия, биология, экология.
После этого были уроки, сочетающие в себе физику и химию, математику, физику и химию.
Совместно с преподавателем математики провели урок «Изучение изменчивости организмов», где попытались объединить биологию и математику. Цель его - на примере использования математических методов в биологии показать статистический характер изменчивости.
Одним из основных этапов урока был этап актуализации опорных знаний, где в ходе беседы и выполнения тестовых заданий обучающиеся вспомнили основные моменты предыдущих тем, необходимые на данном занятии.
Следующий этап — сообщение темы и цели занятия. Преподаватель биологии назвал тему и цель занятия, сообщил, что изучение нового материала будет проходить в форме лабораторной работы, где необходимы некоторые математические расчеты.
Затем в работу с группой включился преподаватель математики.
Суть работы состояла в измерении длины лаврового листа, нахождении среднего значения длины выборки, величины среднеквадратичного отклонения, построение вариационного ряда и графика вариационной кривой.
Урок прошел интересно, на высоком эмоциональном уровне, студенты убедились в существовании межпредметных связей, и что при изучении такой дисциплины как биология необходимо знание математики.
И как результат при проведении интегрированных уроков можно назвать следующее:
У обучающегося создается единое представление о проблеме
Знания приобретают качество системности
Умения становятся обобщенными, комплексными
Расширяется кругозор