СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей на уроках естественнонаучного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные  связи  в  системе СПО  являются  конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей на уроках естественнонаучного цикла»

Использование межпредметных связей на уроках естественнонаучного цикла

Доброхотова Т.В.,

преподаватель естественнонаучных дисциплин

ГБОУ СПО «Нижегородский Губернский колледж»



Межпредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными дисциплинами.

На развитие теории межпредметных связей в педагогике повлияли процессы дифференциации и интеграции наук. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — утверждал Каменский. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов начальной школы, отмечал опасность их разрыва. Дифференциация знаний в начале 19 в. вызвала увеличение числа учебных предметов в школьном обучении и привела к перегрузке программ. К. Д. Ушинский одну из причин перегрузки видел в отсутствии взаимосвязи учебных предметов. Он впервые дал наиболее полное психолого-педагогическое обоснование межпредметных связей, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Система знаний, по его утверждению, позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий. Разработкой теории межпредметных связей занимались также В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.

Как показывает практика, межггредметные связи в системе СПО являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

Новая волна интереса к проблеме межпредметных связей не спадает и сегодня. Связь между дисциплинами - одно из основных требований дидактики профессионально-технического образования. Единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования обеспечивается, прежде всего на основе реализации межпредметные связей. Межпредметные связи - это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее - между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Так как научные факты, законы, теории формируются через понятия или выражают связь между ними, то в итоге межпредметные связи - это связи между понятиями в различных дисциплинах. Содержание профессионального обучения отражает не только основы наук, но и связи науки с производством, с деятельностью будущего специалиста.

Межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Актуальность реализации межпредметных связей в обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний

Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у обучающихся младших курсов представления о системах понятий и универсальных законах, а у обучающихся старших курсов - об общих теориях и комплексных проблемах. Например, математическими понятиями, приходится оперировать на уроках по химии преобразовывая формулы, решая химические задачи. Знание математики необходимо и при изучении биологии.

Интеграция - это объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире.

Частным случаем проблемы интеграции является интегрированный урок.

Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин, позволяющих добиться целостного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Цели:

Образовательные -

показать как между собой связаны такие науки как химия, физика, биология, математика. Объяснить с точки зрения дисциплин естественнонаучного цикла процессы, происходящие в окружающем нас мире

Развивающие -

развивать способность логически мыслить, обобщать и на основе полученных опытных данных делать теоретические выводы, развивать умение применять полученные теоретические знания при изучении различных дисциплин естественнонаучного цикла

Воспитательные -

показать значимость полученных знаний в повседневной жизни


Первый интегрированный урок мною был проведен еще в 2003 году. Он назывался «Физика, здоровье, окружающая среда и мы». В нем мы попытались объединить такие дисциплины естественнонаучного цикла как физика, химия, биология, экология.

После этого были уроки, сочетающие в себе физику и химию, математику, физику и химию.

Совместно с преподавателем математики провели урок «Изучение изменчивости организмов», где попытались объединить биологию и математику. Цель его - на примере использования математических методов в биологии показать статистический характер изменчивости.

Одним из основных этапов урока был этап актуализации опорных знаний, где в ходе беседы и выполнения тестовых заданий обучающиеся вспомнили основные моменты предыдущих тем, необходимые на данном занятии.

Следующий этап — сообщение темы и цели занятия. Преподаватель биологии назвал тему и цель занятия, сообщил, что изучение нового материала будет проходить в форме лабораторной работы, где необходимы некоторые математические расчеты.

Затем в работу с группой включился преподаватель математики.

Суть работы состояла в измерении длины лаврового листа, нахождении среднего значения длины выборки, величины среднеквадратичного отклонения, построение вариационного ряда и графика вариационной кривой.

Урок прошел интересно, на высоком эмоциональном уровне, студенты убедились в существовании межпредметных связей, и что при изучении такой дисциплины как биология необходимо знание математики.

И как результат при проведении интегрированных уроков можно назвать следующее:

  • У обучающегося создается единое представление о проблеме

  • Знания приобретают качество системности

  • Умения становятся обобщенными, комплексными

  • Расширяется кругозор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!