МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБУО ВПО "ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на первую категорию
ТЕМА
Использование межпредметных связей на уроках биологии и химии.
Выполнила:
Дронова Любовь Геннадьевна
учитель биологии
МОБУ "Основная
общеобразовательная школа
с. Краснохолма г.Оренбурга"
Научный руководитель:
Мишакова В.Н., к.п.н.,
доцент кафедры дидактики
и частных методик
ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург, 2012
Содержание.
Введение стр. 3-5
I. Теоретическое обоснование использования межпредметных связей в обучении биологии и химии в 8 классе
1.1.Понятие и классификация межпредметных связей стр. 6-11
1.2. Функции межпредметных связей стр.11-12
1.3. Роль учителя в организации межпредметных связей стр.12-15
1.4. Пути и методы реализации межпредметных связей при изучении биологии и химии стр.15-20 1.5. Методика подготовки и проведения интегрированного урока стр.20-23 II. Практическая часть
2.1. Интегрированный урок по биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в желудке" стр.24-34
Заключение стр.35
Литература стр.36
Введение
В настоящее время, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. В программах по биологии, особенно по курсу Биология, Человек и Общей биологии, мы видим широкое использование знаний учащихся из химии об органических и неорганических веществах, о типах химических реакций окисления, катализаторе и катализе, об окислительно-восстановительных реакциях и др.
Рекомендуется также использовать понятия из физики о потенциальной и кинетической энергии, о механическом движении, давлении, плотности веществ, о диффузии, законе превращения и сохранения энергии и др. Физические и химические понятия необходимы, чтобы объяснять учащимся взаимосвязь физико-химических и биологических процессов; раскрыть физико-химические условия осуществления биологических функций в клетках, тканях, органах, в организме в целом; показать сущность отдельных биофизических (например биопотенциалы) и биохимических (ассимиляция и диссимиляция) процессов.
Итак, межпредметные связи служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки, возникающих под влиянием процессов интеграции, социализации, гуманизации, теоретизации, математизации, формализации и др.[3]
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.[5] Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель работы : теоретическое обоснование использования межпредметных связей при обучении биологии и химии и разработка урока в 8 классе по теме
" Пищеварение в желудке ".
Для решения поставленной цели были установлены следующие задачи:
1. Изучить современную педагогическую, научно-методическую литературу по данной проблеме использование межпредметных связей на уроках биологии и химии.
2. Проанализировать процесс использования межпредметных связей в школе.
3. Определить роль и место использования межпредметных связей на уроках биологии и химии;
4. Разработать конспект урока, позволяющий показать значимость межпредметных связей на уроках биологии и химии в 8 классе: " Пищеварение в желудке ".
Предполагаемые результаты: повышение мотивации учащихся при изучении биологии.
I. Межпредметные связи в курсе школьного предмета
биологии и химии.
1.1.Понятие и классификация межпредметных связей.
Межпредметные связи – проблема не новая. Имея историю, она не только не исчерпала своего значения, но и становиться весьма актуальной в свете модернизации образования.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии и химии такие функции как : методологическую – формирование целостности и развития природы; образовательную – формирование системности знаний о природе; развивающую, которая отражает роль межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся; воспитывающую, выраженную в необходимости установления межпредметных связей при осуществлении экологического, эстетического, нравственного воспитания в процессе обучения биологии и химии; конструктивное сотрудничество учителей разных предметов.
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.[4]
По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществления целенаправленного процесса обучения школьников».
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии и химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии и химии с учителями других предметов.[5]
Учитель разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в курсе биологии или химии. Методика творческой работы учителя в этом плане проходит следующие этапы:
1. Изучение программы по биологии, ее раздела «Межпредметные связи», программ и учебников по другим предметам, дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.
2. Поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов.
3. Разработка средств и приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках (формулировка межпредметных познавательных задач, домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся, подготовка необходимых учебников и наглядных пособий по другим предметам, разработка методических приемов их использования).
4. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения (обобщающих уроков с межпредметными связями, комплексных семинаров, экскурсий, занятий кружка, факультатива по межпредметным темам и т.д.).
5. Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении (вопросы и задания на выявление умений учащихся устанавливать межпредметные связи).[3]
Планирование межпредметных связей позволяет учителю успешно реализовать их методологические, образовательные, развивающие, воспитательные и конструктивные функции; предусмотреть всё разнообразие их видов на уроках, в домашней и внеклассной работе учащихся.
Для установления межпредметных связей необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить те темы биологии или химии, которые тесно переплетаются с темами из курсов других предметов.
Курсовое планирование предполагает краткий анализ содержания каждой учебной темы курса с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить интегрированные уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.
Межпредметные связи могут помочь школьникам понять окружающий мир, его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем и те закономерности, которым они подчиняются. Таким образом, взаимосвязь школьных предметов при изучении биологии или химии убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что различные области науки не оторваны друг от друга, а взаимно связаны между собой. Учащиеся осознают глубокий по своему содержанию факт, что все науки с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир. В своей совокупности они дают общее представление о природе. Все это имеет важное воспитательное значение. [3]
Проблема межпредметныхсвязей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н. К. Крупская.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.[4]
Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей .
Формы Межпредметных связей
Формы межпредметных связей | Типы межпредметных связей | Виды межпредметных связей |
1) По составу | 1) содержательные | по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2)операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям |
3) методические | по использованию педагогических методов и приемов |
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса |
2) По направлению | 1) односторонние, 2) двусторонние, 3) многосторонние | Прямые; обратные, восстановительные |
3) По способу взаимодействия связи образующих элементов (многообразие вариантов связи) | Временной фактор | 1) хронологические | 1) преемственные 2)синхронные 3) перспективные |
2)хронометрические | 1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.
Межпредметные связи по направлению показывают:
1) Является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.
2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также "поставщиком" информации для других тем, других дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи).[3]
Временной фактор показывает:
• какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);
• какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).
• как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.
Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (связи, например, между физикой, математикой, информатикой - курса физики; связи между неорганической и органической химией - курса химии...), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например физики, органической химии, биологии, новейшей истории.[1]
1.2. Функции межпредметных связей
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.[3]
1.3 Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.
Группой ученых проводилось исследование, и при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы учителей, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:
1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.
2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.
3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.
Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю. [4]
Для реализации межпредметных связей преподаватель (учитель) должен:
• знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
• понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
• иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
• иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
• знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
• понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
• иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
• знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;
Преподаватель должен обладать:
• знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
• умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
• навыками ведения педагогического исследования.
Принципиально методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя - приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах. [3]
Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.
Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.
Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.
Обобщая сказанное, можно заметить, что выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Не менее важно и то, что межпредметные связи позволяют более целесообразно планировать изучение материала, экономить время, при этом знания по другим предметам конкретизируются, углубляются, обобщаются.
1.4. Пути и методы реализации межпредметных связей при изучении биологии и химии.
Биологическое образование – существенная часть общего естественнонаучного образования школьников. Формирование научного мировоззрения в обучении биологии основано на усвоении учащимися ведущих мировоззренческих идей: материальное единство мира и диалектические закономерности его развития, всеобщая связь явлений и процессов, познаваемость объективного мира и его отражение в общественном сознании, единство теории и практики. Задача биологического образования в школе состоит в раскрытии; научной картины мира живой природы, в ознакомлении учащихся с основными принципами диалектико-материалистической методологии познания живых систем (системности, историзма и др.). [2]
Формирование правильных диалектико-материалистических взглядов на природу опирается на принцип научности обучения, отраженный в содержании естественнонаучного образования. Ведущие идеи курса биологии – идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи биологических систем с природной средой, целостности и саморегуляции биологических систем, связь теории с практикой – определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий. Курсы природоведения, биологии, физики, химии, географии, изучаемые во взаимосвязи, показывают учащимся единство и развитие материального мира.
На первых этапах обучения учащихся приемам установления межпредметных связей преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Весь материал межпредметного содержания объясняется учителем. Когда у учащихся сформируются умения работы с материалом межпредметного содержания, можно применять репродуктивный и частично-поисковый методы и творческие межпредметные задачи.
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала;
межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета, они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явлениями;
домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера;
межпредметные наглядные пособия - обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания;
химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.
Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.
Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др.
уроки межпредметного обобщения или тематические задания – проблема педагогики и методики как соединить знания с полезной практической деятельностью, научить применять знания.
Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы; [1]
Рассмотрим это на примере отдельных глав школьного курса “Биология”.
№ | Тема занятия по химии | Тема занятия по биологии | Задачи | Оборудование | Домашнее задание |
1 | Вещества. Классифи-кация веществ. | Химический состав клетки. | Подчеркнуть важность, необходимость и незаменимость элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма. Значение различия химического состава клеток разных тканей. | Табл.“Строение клетки” “Периодическая система химичес-ких элемен-тов” | Сообщение“Значение ионов кальция для формирования растущего организма”. |
2 | Кальций. | Строе-ние костей. | Показать значение костей для человеческого организма; доказать необходимость солей Са, для формирования костей, необходимость присутствия ионов Са в пище взрослого человека, подростка и новорожденного. | Декальцинирован-ная кость, горелка, кость, соляная кислота. | Сообщение “Значение ионов кальция для мышечного сокращения”. |
3 | Металлы. | Работа мышц. | Значение ионов Са для мышечного сокращения, ускорение гидролиза АТФ в присутствии ионов кальция и калия, а также магния. | Табл. “Мышеч-ное сокра-щение”. | |
4 | Железо. | Кровь. | Показать значение иона железа (II) в составе гемоглобина. | Таблица “Строе-ние гемогло-бина”. | Сообщение“Значение ионов каль-ция (II) для свертыва-ния крови”; “Гемофи-лия” |
5 | Агрегат-ные состояния веществ. Газы. | Дыха-ние. | Дать химическую характеристику газов кислорода и углекислого газа, показать их значение для организма; дать характеристику газообмену (легочному и тканевому). | Оборудо-вание к лабораторной работе. | Сообщения “Вред курения”, листовки, “Влияние HCN, CO на дыхание человека”. |
6 | Углерод. Соединения углерода. | Вред курения. | Доказать вред курения, т.к. кроме никотина в табачном дыму содержится: сажа, угарный газ, синильная кислота и т. д. Влияние этих веществ на человеческий организм. | Листовки, изготов-ленные учащимися | |
7 | Водородный показа-тель. Соляная кислота. | Пищеварение. | Познакомить учащихся с понятием водородный показатель; показать, как изменяется значение рН в разных отделах пищева-рительной системы. Показать значение соляной кислоты для пищеварения в желудке. Роль обкладочных желез. | Оборудование к лабораторной работе. Табл. “Строе-ние стенки желудка”. | Сообщение “Наруше-ние кислотнос-ти желудочно-го сока”. |
8 | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | Гигиена питания. | Показать учащимся, какие вещества, ионы, соединения могут оказывать на организм опасное воздействие. Сформировать у учащихся умение оказывать первую помощь при отравлениях неорганическими веществами. | | Сообщения “Первая помощь при отрав-лениях веществами”. |
9 | Вода. | Значе-ние воды для человеческого орга-низма. | Подчеркнуть роль воды в биохимических процессах. | | |
1 | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | Кожа. | Показать действие неорганических кислот и щелочей на кожу, сформировать умение оказывать первую помощь при ожогах химическими веществами. | Оборудование к лабораторной работе. | |
1 | Металлы. | Переда-ча нервно-го импуль-са. | Познакомить учащихся с процессом проведения нервного импульса, показать значение ионов калия и натрия в осуществле-нии этого процесса. | Таблица “Переда-ча нерв-ного им-пульса”. | |
поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.[1]
Между химией и биологией сформировались науки – биохимия, бионеорганическая и биоорганическая химия. В живых организмах изучаются химические процессы, состав веществ и другое. При помощи знаний о кислотах, катализаторах, о щелочных и нейтральных средах проводится изучение ферментов. Легочный и тканевый газообмен и транспортная функция крови изучаются на базе знаний об окислении.
Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
Решая подобные задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:
осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;
отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;
их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;
синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;
получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения биологии и химии.[7]
1.5. Методика подготовки и проведения интегрированного урока.
Согласно Концепции ФГОС, для достижения современных результатов обучения необходимо создание личностно ориентированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей системно-деятельностный подход в обучении. Формой организации учебного процесса является урок.[6]
Целью современного урока является создание условий для формирования и воспитания личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Задача учителя биологии создать такую среду , где обучение происходит в деятельности. Учитель должен научить ученика учиться - добывать знания самому.[6]
Учитель - организатор конструирования урока, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.[6]
Опыт обобщения интегративных уроков показал, что для его проведения первоначально надо интегрировать содержание, т.е. учебный материал. Затем его интегрировать в технологию обучения. На практике путь к интеграции на уроке начинают с использования межпредметных заданий, межпредметного состава нового учебного материала, интегративных форм контроля. И только потом выходят на урок. Интегративные уроки могут применяться практически по всем дисциплинам. Интегрировать можно по 2, 3, 4 и более дисциплин. [1]
Подготовка учителя к уроку, построенному на материале знаний смежных дисциплин, начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем. Это позволяет учителю изучить учебный материал смежных предметов, подготовить учебники и наглядные пособия из других курсов, предложить учащимся домашние задания на повторение опорных знаний по взаимосвязанным предметам, получить необходимые консультации у учителей – предметников.
Проводить интегрированные уроки могут совместно учителя интегрируемых предметов или один, знающий эти дисциплины.[1]
По типу такой урок может быть:
1 – урок изучения нового;
2 – урок совершенствования знаний и формирование умений;
3 – повторительно-обобщающий;
4 – контрольно-проверочный.
Дидактические требования к интегрированному уроку:
1. Урок с межпредметным интегрированием должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов. Компетентность учителя в области постановки целей и задач педагогической деятельности может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся; умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.[6]
2. На таком уроке должны быть обеспечены высокая активность и интерес учащихся по применению знаний из других предметов. Для этого проводятся повторительные беседы, выявляющие знания из других предметов; создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы, требующие знаний из смежных предметов; даются предварительные домашние задания; обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по выбору, обязательных) с коллективной учебной работой в классе; используется внеклассная работа и т.д.
3. Межпредметные связи на уроке не должны носить внешний или искусственный характер. Они должны способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений. Углубление общих межпредметных понятий (законов, закономерностей) происходит, когда учителя смежных предметов согласовывают между собой их трактовку, применяют специальные методические приемы закрепления и систематизации понятий. Для систематизации межпредметных понятий целесообразно составление обобщающих таблиц по отдельным учебным темам или учебным проблемам межпредметного содержания. [3]
4. Межпредметный интегрированный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Так учащиеся могут осознать единство природы, тех закономерностей по которым она существует.
5. Интегрированный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов. Это достигается:
установлением связей межпредметных познавательных задач с жизнью, практической деятельностью учащихся;
решением вычислительных задач межпредмтеного содержания;
выполнением практических, лабораторных, самостоятельных работ на межпредметной основе;
использование наглядных пособий из других предметов (таблиц, схем, графиков, рисунков и др.), научно-популярной дополнительной литературой, имеющей пограничный межнаучный характер.
6.При проектировании урока учителем планируется прежде всего деятельность учащихся. Эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующая уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений.
80% урока должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель - организатор, дирижер урока, чем меньше его заметно, тем лучше. [6]
7. Развитие умений смыслового чтения у школьников должно быть направлено на формирование у них навыков и приемов понимания информации, содержащейся в тексте. [7]
8. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов для формирования естественнонаучного миропонимания учащихся.[5]
II.Раздел. Практическая часть.
2.1. Конспект интегрированного урока при изучении курса биологии «Человек » 8 класс
Использование межпредметных связей способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию умений обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинно-следственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету.
В настоящее время появилось множество программ, которые направлены на синтезирование учащимися знаний, получаемых в ходе различных предметов. К таким относятся интегрированные уроки, метод проектов, обобщающие уроки, исследовательский метод обучения. Эти методы естественным образом обеспечивают реализацию принципа межпредметных связей.
При подготовке таких уроков проводятся консультации с учителями смежных дисциплин, с целью выявления объема учебного материала, усвоенного школьниками. В ходе подобных консультаций выявляются те знания, которые могут быть использованы в качестве межпредметных. Такие уроки проводятся при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. [2]
Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей-предметников и без присутствия творческой деятельности.
Изменения в педагогике, которые происходят сейчас, существенно меняют всю систему образования и предоставляют учителю возможность творить, выбирать среди множества инновационных методик «свою» и использовать ее на практике. Это позволяет делать урок (и предмет в целом) интересным, увлекательным и формировать у школьников целостное восприятие окружающего мира. Данный урок проводится для расширения кругозора обучающихся, для развития интереса к изучению биологии и химии. При подготовке данной темы используются межпредметные связи химии, биологии. [3]
"Пищеварение в желудке".
УМК:
-программа основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И.Сонин;
- учебник «Биология. Человек. 8 класс», Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.-М.: Дрофа, 2009;
-рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс».
Цель: раскрыть особенности строения желудка; процессами, происходящими в нем; свойствами ферментов желудочного сока, условиями их активности; роль соляной кислоты в пищеварении; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.
Задачи:
Образовательные: изучить строение желудка, процессы, происходящие в нем; развивать понятие «пищеварение», сформировать знания о процессах расщепления веществ в желудке.
Развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания и умения по при изучении свойств ферментов желудочного сока, условиями их активности; развитие навыков наблюдения и экспериментальной деятельности, развитие умений давать биологические обоснования физиологическим потребностям своего организма.
Воспитательные: формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека; воспитание умения оценивать, выслушивать товарища; воспитание сознательного отношения к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: модель торса человека, таблица "Схема строения органов пищеварения","Строение желудка", компьютер, электронная доска, мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина ООО "Дрофа" 2011г., хлопья белка, лёд, 0,5% раствор едкого натра, пробирки, водяная баня, желудочный сок .
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии (полная готовность класса и оборудование, быстрое включение учащихся в деловой ритм)
Форма, средства, методы: Коллективная, Вербальные средства, Беглый просмотр
II . Актуализация знаний
Целеполагание: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их знаниях.
Форма, средства, методы: Коллективная, Мультимедиа, Репродуктивный
Коллективная проверка выполнения задания.
1. Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:
1 - эмаль; 2 -дентин; 3 - пульпа; 4 - нерв; 5 - кость.
2. Что происходит в ротовой полости?
(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется ( крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество( температура, вкус и т.д.), перемешивается и передвигается в глотку для глотания).
3. Почему слюнные железы относятся к железам внешней секреции? Каковы функции слюнных желез?
(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.
Слюнные железы продуцируют слюну, которая смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества; содержит в своем составе ферменты, придающие ей клейкость и убивающие бактерий. Под действием ферментов содержащийся в пище крахмал расщепляется на более простые молекулы - до глюкозы).
4. Что такое слюна?
(Слюна - это секрет слюнных желез. Слюна содержит до 99,4% воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость. Под действием ферментов слюны крахмал, содержащийся в пище, частично расщепляется до глюкозы.)
5. Фронтальная беседа.
Какие функции выполняют разные типы зубов?
Приведите пример условного слюноотделения.
Почему нельзя употреблять очень холодную пищу после горячей и наоборот?
Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладкий вкус?
Будет ли у животного происходить слюноотделение, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки ротовой полости?
Почему происходит смена зубов?
Как преждевременная потеря молочного зуба отражается на качестве зубов постоянных, если известно, что постоянный зуб растёт по следу, оставленному выпавшим молочным зубом?
Как волнение влияет на слюноотделение?
III. Изучение нового материала.
1. Целеполагание.
Представим себе, что человеческий организм- это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.
- Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)
- Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)
-Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из этажей «пищеварительной фабрики» - желудком.
Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в желудке»
Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в желудке и функциями)
Какова личная значимость этой темы? (мы познакомимся с процессами, происходящими в желудке и.т.д.)
2. Строение желудка.
Ребята, на основе повторения знаний предыдущих курсов о животных я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос:
«Куда пища попадает из пищевода?
После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости ( Видеофрагмент)
? Почему желудок называют «хранилищем пищи» ?
Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.
«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.
Форма желудка у здорового человека может быть различной.
У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);
У высоких – удлиненный , имеет форму чулка;
У лиц среднего телосложения – форму крючка.
Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положения тела.
Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.
Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.
Желудок имеет дно и тело.
Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям:
одни выделяют пищеварительные ферменты,
вторые – соляную кислоту,
третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.
Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками, данными в учебнике на с.156-157.
Составление таблицы в ходе обсуждения изученного(таблица на доске)
№ | Название отдела пищеварительной трубки | Особенности строения | Процессы, происходящие в них |
1 | Желудок | - по форме похож на большую грушу; -вместимость 2-3 л; -слизистая имеет много складок; -в слизистой расположено 35 млн. желез. | -за сутки выделяет 2л желудочного сока; -желудочный сок =HCI + ферменты; -под действием HCI гибнут микробы; -слизь защищает слизистую желудка от механических, химических и прочих повреждений; -под действием ферментов расщепляются белки; -всасываются:алкоголь, минеральные соли, АК, глюкоза. |
Физминутка.
- просмотр диска(мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина ООО "Дрофа" 2011г.):
1. "Строение желудка"
2. "Железы желудка и их секреты"
3. "Нейро - гуморальная секреция желудочного сока"
Заслушивание сообщения на тему "Нервные и гуморальные воздействия на секрецию желез".
Обсуждение сообщения:
Лабораторная работа «Действие ферментов желудочного сока на белок».
(ученики выполняют лабораторную работу, объясняют результаты опыта)
Цель работы: исследовать свойства желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100мл (3шт), цилиндр мерный на 100мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.
Реактивы и материалы: 10%-ный раствор NaOH , лакмусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Ход работы
1) Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
2) Пронумеруйте 4 пробирки.
3) В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1мл желудочного сока.
Во вторую - 1 мл свежеприготовленной взвеси и столько же желудочного сока.
В третью - взвесь белка с добавлением чистой воды.
В четвертую - взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
4) В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 С. Поставьте в стакан 3-ю и 4-ю пробирки на 10-15 минут. По мере остывания добавьте горячую воду.
5) Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объясните произошедшие изменения?
6) Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 С);
б) кислотность среды(добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
7) Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирки | Что добавили | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
| | | |
Коллективная проверка выполнения задания.
Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более мелкие соединения.
Кроме пепсина , в желудочном соке имеются различные органические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
Фермента, способного действовать на углеводы, в составе желудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из ротовой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелочной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит всего лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.
IV. Закрепление знаний.
Учитель:
- Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?
(От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка).
- Опишите особенности внешнего строения желудка.
- Каков состав желудочного сока?
- Какие вещества перевариваются в желудке, а какие всасываются?
- При каких условиях действуют ферменты желудочного сока?
Используя CD-ROM выполните тест:
Выполнение тестового задания ( взаимопроверка) : "Пищеварение в желудке"
1. Верно ли утверждение?
Проток поджелудочной железы открывается в желудок?
- да;
- нет; (+)
2. Верно ли утверждение?
У здорового человека в желудке среда или нейтральная, или слабощелочная?
- да;
- нет; (+)
3. Верно ли утверждение?
В стенке желудка гладкая мышечная ткань образует три слоя?
- да; (+)
- нет;
4. Верно ли утверждение?
В желудке различают:
верхнюю часть, изогнутую кверху,
пилорическую (суженную) часть,
выходящую в кишечник, - дно.
- да;
- нет; (+)
5. Верно ли утверждение?
В месте перехода в 12-перстнуюкишку имеется утолщение кольцевого слоя мышц - сфинкер, регулирующий перемещение пищевого комка из желудка в кишечник
- да; (+)
- нет;
6. Верно ли утверждение?
Добавочные клетки желудка выделяют слизь, предохраняющую слизистую оболочку от воздействия соляной кислоты
- да; (+)
- нет;
V. Стадия рефлексии и подведение итогов урока
-Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
-Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись при изучении темы?
- Каким образом вы преодолевали трудности? За счет чего?
Подумайте в паре и выразите свои впечатления, одним словом. [6]
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель: При выполнении домашнего задания вам необходимы знания, полученные на этом уроке, итак, изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156-159; в рабочей тетради выполнить задания 130-132; желающие готовят сообщение на тему "Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения".
Задача на дом: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему
Заключение
На основании анализа современной педагогической, психологической и методической литературы по данной проблеме и разработав урок, можно предположить, что данные уроки могут вывести учащихся на более высокий уровень, также были сделаны следующие выводы о том, что:
- межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся;
- межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности;[5]
- осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.[5]
Литература
1.Борисевич А.Р., Пунчик В.Н., Макаренко В.А. Нестандартные уроки/ А.Р.Борисевич. В.Н.Пунчик, В.А.Макаренко - 2011.- (Педагогическая мастерская).
2. Всесвятский, Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.
3. Елагина, В.С.Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умение осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях: Межпредметная интеграция. / Наука и школа - 2000г. №1 с. 58
4. Короткова, Л.С. Проблемный семинар для учителей биологии на тему: Межпредметные связи, как основа формирования системы знаний и умений учащихся /ж. Биология в школе №1 1989 г.
5. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 2009 г.
6. Мишакова В.Н. Проектирование и анализ современного урока биологи методическое пособие . Оренбург 2012г.
7. Мишакова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии Оренбург 2012г.
8. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования. Методические рекомендации – М. 2009 г.
22