Использование мнемоприемов для улучшения запоминания теории по учебному предмету «Физика».
Авдулова И.В. преподаватель ОБПОУ «КАТК»
Человеку приходится постоянно запоминать определенный объем информации, но особенно это требуется при освоении новых знаний. Как утверждают психологи - нет людей со слабой памятью. Есть люди, которые не умеют правильно работать с информацией, чтобы ее запомнить. И в данном случае приходит на помощь так называемая мнемотехника, обеспечивающая более глубокое запоминание материала. Мнемоника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. В курсе физики необходимо запоминать немало теоретического материала. Приведем примеры мнемонических правил для запоминания некоторых законов, формул и понятий [1,c.98].
Ассоциации. Наш мозг способен запоминать информацию через ряд ярких ассоциаций. И в случае необходимости можно будет восстановить эту информацию через те нестандартные связи, которые установились в момент ее получения. Например:
1. Три закона Ньютона по правилам мнемоники:
I закон: не пнешь – не полетит. II закон: как пнешь, так и полетит.
III закон: как пнешь, так и получишь.
2. Второй закон Ньютона можно запомнить по картине В.М. Васнецова «Три богатыря». Богатырская сила F равна произведению богатырской массы m на богатырское ускорение a: F=ma.
3. При изучении электролиза запомнить понятия «катод» поможет то, что это слово начинается на согласную, и на катоде идёт восстановление, а «анод» - на гласную, и на аноде протекает процесс окисления.
Буквенный код. Этот способ основан на том, что наше сознание шифрует буквами слова и тем самым запоминает нужную информацию.
1. Цвета радуги (Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый) можно запомнить через следующие поговорки или точнее словосочетания:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
2. Для запоминания порядка планет в Солнечной системе (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) используют следующие четверостишья:
Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал.
Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
3. Все звезды разбиты на семь спектральных классов, в которых отображена зависимость температуры от цвета звезды. От самых горячих синих до холодных красных (О – B – A – F – G – K – M). Их последовательность можно запомнить через словосочетание: Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковку [2,c.17].
Рифмы. Чтобы запомнить необходимую информацию, можно зарифмовать в небольшое стихотворение нужный материал. Так, например:
1. Закон Архимеда: Тело, всунутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, всунутым туды;
2. Формула для нахождения сопротивления проводника: Ничего для нас нет проще, чем делить длину на площадь. Может нам деление дать сопротивление. Не учли мы здесь пока материал проводника, А учесть его можем, если всё на ρ умножим: R= ;
3. Запомнить дольные приставки можно с помощью небольшой шуточной фразы: жили три барана - милли-, микро-, нано- (степени отличаются друг от друга на 3);
Cозвучие. Смысл этого правила в том, что при чтении формул запоминание происходит через расположение букв в определенном порядке:
1. Закон Ампера или «Федор бил синус»: Fa = BIl sin α, B – магнитная индукция, l - длина проводника, I – сила тока.
2. Закон электролиза или масса КИТа: m=kIt, где m - масса вещества, I – сила тока, t- время.
3. ЭДС индукции в движущихся проводниках или «вобла»: v – во, В – б, l – ла. ε = v·B·l·sinα, где V - скорость частицы, B – магнитная индукция, l - длина проводника.
4. Закон Архимеда или «РоЖа - Во». F= gV, где - плотность жидкости, g- ускорение свободного падения, V – объем жидкости.
5. Движение заряда в магнитном поле или «импульс кобры» (q – ко, В – б, R – ра). p=|q|ВR, где q – заряд, B – магнитная индукция, R – радиус окружности.
При возможном составлении своих приемов следует опираться на следующие принципы:
замена абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное);
налаживание связей с уже имеющейся в памяти информацией.
Все вышеизложенные приемы применяются исключительно как вспомогательная основа для активации фоновых знаний обучающихся. Такие способы, несомненно, помогают усвоению формул, законов. Но они не должны заменять общепринятые формулировки законов и определений. Данные приемы дают возможность повторять, систематизировать пройденный материал. Они приносят пользу при подготовке к экзамену и зачетам по учебному предмету «Физика».
Список использованной литературы.
1. Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике / под ред. Бетева В.А., Самойлова Е.А. Самара: ПГСГА, 2010. 245 с.
2. Челпанов Г.И. О памяти и мнемонике. С. - Петербург: «Скороходова И.Н.», 1983. 87 с. 3. http: // ru.wikipedia.org / wiki / Мнемоника.
3. https: // cepia.ru / mnemotekhnika - dlya - razvitiya – pamyati (точка доступа 19.11.2019)