СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехник для запоминания лексики английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование мнемотехник на занятиях необходимо с точки зрения психологических и возрастных особенностей учащихся. Это способствует активизации мышления учащихся,  развитию интереса к английскому языку, помогает экономить время при изучении новых слов  и грамматических конструкций. А самое главное – помогает создать позитивный эмоциональный настрой во время занятия.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехник для запоминания лексики английского языка»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

____________________________________________________________





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИК ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ЛЕКСИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


педагог дополнительного образования

отдела гуманитарного образования и интеллектуального творчества

Зоря Анна Леонидовна



Не секрет, что в основе знания иностранного языка лежит знание его лексики. Можно назубок знать все правила грамматики, иметь отличное произношение – все эти достоинства мертвы, если беден словарный запас. И наоборот, человек с богатым словарем может, в конечном счете, обойтись без глубоких познаний в других областях, хотя это и будет причинять ему известные неудобства. Даже среди асов, достигших совершенства, выше стоит тот, кто лучше знает лексику.

Понятно, что усвоение лексики иностранного языка напрямую связано с работой важнейшего инструмента нашего разума – памяти. Память складывается из нескольких сложных процессов, в осуществлении которых задействован практически весь головной мозг. Для начала, любые данные нужно зафиксировать (запоминание), причем желательно, чтобы эта информация задержалась в голове подольше (сохранение). Затем, воспоминания необходимо периодически извлекать и как-то использовать (воспроизведение). Сбой в системе на любом из этапов – и мы сталкиваемся с тем, что мы не можем воспользоваться той или иной информацией, потому что не помним (забывание). Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери. Помочь нам решить эту проблему может мнемоника.

Мнемоника (от греч. Mnemonikа) – это искусство запоминания, которое связано с использованием мнемотехник – специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). В связи с этим можно вспомнить одну интересную притчу, которую упоминает в своей статье о мнемотехнике ее автор Ирина Костина.

В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания – топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий – ассоциация и фон. Ассоциация – мысленная связь между предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете, до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он мысленно проходил тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения.

Впоследствии мнемоника была на долгие годы забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания (мнемотехник), но суть их по-прежнему одна: вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый и т.д. Тот же принцип лежит и в использовании фразы «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей русского языка.

Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники – это обучение детей. Одним из аргументов в защиту использования мнемотехник как вспомогательного средства обучения на уроках английского языка можно считать особенности памяти человека. Еще К.Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус принимали участие в акте запоминания. Поэтому необходимо «провести» лексическую единицу через все виды памяти ученика. Мнемоника помогает быстро и эффективно запомнить новые слова и фразы, обеспечивает долговременное запоминание и облегчает непосредственное понимание иностранной речи без внутреннего перевода на родной язык. Также важно и то, что использование мнемотехник разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса школьника.

Продемонстрируем ряд рациональных приемов запоминания, которые считаются наиболее эффективными в изучении иностранных языков. Самым простым средством в овладении английской лексикой являются рифмовки.

Для изучения английских слов и структур очень продуктивно и методически оправдано, особенно на начальном этапе, применение коротких стихов с включением строк на родном языке. Такая форма запоминания очень удобна для заучивания как отдельных слов, так и целых структур. Например, запомнить структуру «идти на прогулку» бывает нелегко, но фраза надолго запоминается, если выучить такое стихотворение:

Сказал волчице серый волк:

I want to go for a walk”.

«Нельзя гулять, - кричит волчица, -

Ты должен день и ночь трудиться!»

С тех пор и воет серый волк:

I want to go for a walk”.

Или, к примеру, у многих возникают проблемы с заучиванием названий времен года. В такой ситуации намного эффективнее будет выучить короткое стихотворение:

Уже зима, одень-ка свитер!

Зима иначе будет…winter.

Капель звенит дзинь-дзинь,

Пришла весна, иначе spring.

Догадайтесь сами,

Лето – это … summer.

Лечу впервые самолетом,

А за окошком осень… autumn.

Cлова английского языка можно дробить, подбирать аналогично звучащие слова или даже части слов знакомого языка с похожим звучанием, например: книга-букинист-book , сумка-багаж-bag, машина-карета-car

Можно для запоминания иностранных слов подбирать фонетическую ассоциацию – слово, близкое по звучанию в родном языке. Затем, надо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Сюжет необходим для образования связки. Например, английскому слову look созвучным будет русское слово «лук». Сюжет такой: «Не могу смотреть, когда режу Лук». Или слово puddle легко запомнить в предложении: «Я падал и падал в лужу». Следующим этапом запоминания данных слов является визуализация, оживление придуманного сюжета.

Облегчает запоминание группировка языковых явлений. Изучающим английский язык необходимо знать формы глаголов. Например:

Птичка песенку поет (sing-sang-sung)

О том, что очень хочет пить (drink-drank-drunk).

Применение сказок, стихов-ассоциаций очень помогает при работе с учащимися начальной школы. Короткие стихи облегчают запоминание правил чтения, которые представляют трудность из-за несовпадения написания букв и слов с чтением, например:

1. e:

Меня Яга заколдовала злая,

Когда я на конце,

Я не читаюсь.


3. u:

Я – простая буква «u».

Но я знаю роль свою.

Если слог закрыт, тогда

Звук похож на букву «а».


2. e, i, y

Нас, дружок, не забывай,

Мы зовемся e, i, y.

Если слева «с» стоит,

Она весело свистит.

Кашель слышится в ответ.

4. th:

Младшим школьника пока

Трудно сладить с нами:

Нужно кончик языка

Захватить зубами.


Еще одним эффективным способом освоения иностранной лексики является одновременное изучение синонимов и антонимов данного слова.

Существует также визуально-понятийный метод. Иностранные слова здесь не запоминается как перевод родного слова. Вместо этого используется образ-изображение, картинка. После запоминания новых слов путем установления связи между образом и его словесным обозначением такое понятие, как «перевод», теряет смысл, так как иностранная речь начинает пониматься так же, как и речь на родном языке (образы возникают в воображении рефлекторно под стимулирующим действием слов).

Особо хочется выделить использование песен на уроках английского языка. Песни сами по себе способствуют запоминанию лексики, а в сочетании с мнемотехническими приемами (рифмующиеся слова, использование картинок вместо перевода, мимики и различных движений, соответствующих содержанию текста) эффективность запоминания намного

возрастает. Кроме того, песни создают гармоничную и радостную атмосферу, создают у учащихся мотивацию для изучения иностранного языка.



Выводы:

Использование мнемотехник на занятиях необходимо с точки зрения психологических и возрастных особенностей учащихся. Это способствует активизации мышления учащихся, развитию интереса к английскому языку, помогает экономить время при изучении новых слов и грамматических конструкций. А самое главное – помогает создать позитивный эмоциональный настрой во время занятия.