Использование мультимедиа технологий на уроках литературы
Мультимедийные технологии, доступные нынешней школе, как никогда раньше, позволяют воплотить в образовательный процесс мудрое наставление Ушинского.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающегося на прогрессивные информационные технологии. Ведь школьники 21 века воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому формирование нового мышления должно быть неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Уроки литературы, исходя из своей специфики, особенно нуждаются в мультимедийном сопровождении. Специфика литературы в том, что это особый вид искусства - искусства слова. Главное на уроке - непосредственное общение с книгой, умение читать и понимать прочитанное. Но сейчас учитель всё чаще сталкивается с тем, что нашим, мало читающим детям, чтобы понять книгу, не хватает историко-культурной базы. Мультимедийный урок, на котором можно одновременно использовать графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковое сопровождение, даёт возможность создать наглядный образ эпохи, подготовить ученика к восприятию художественного произведения, создать эмоциональный настрой.
Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 объема, если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинированном воздействии запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %.
Имея в кабинете компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, принтер, сканер, я имею возможность проводить уроки литературы на новом современном уровне. Если раньше мы использовали на уроке магнитофон, кодоскоп, репродукции картин и т.д., и всё это было громоздким, то сейчас все видео-, аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы урока систематизированы, находятся в папках и найти их не составляет труда.
Мультиамедиатехнологии применяю на всех этапах обучения. Наиболее традиционной формой является компьютерная презентация - экранный рассказ с опорой на изобразительный и музыкальный ряд. Такой прием позволяет представить учебный материал как систему ярких запоминающихся образов. Выбор оптимального варианта применения презентации зависит от возрастных особенностей учащихся, целей и задач урока. Например, в старших классах использую на уроках-лекциях о творческом пути писателей, об истории создания произведений. Презентация помогает систематизировать и углубить материал, усилить эмоциональное воздействие, является опорой для конспектирования. В среднем звене компьютерная презентация незаменима при изучении пейзажной лирики. Изобразительный ряд, идущий на фоне музыки, будит воображение учащихся. Виртуальные экскурсии по литературным местам также способствуют пробуждению фантазии, воображения. А отсканированные и самостоятельно созданные таблицы по теории литературы, выведенные на экран, позволяют не ждать, когда кабинет оснастят добротными фабричными таблицами.
Кроме того, презентация используется и в качестве домашнего задания. Нужно не забывать, что применение компьютерной презентации должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление, поэтому излишества в ее оформлении недопустимы, так как осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше. Существуют требования к оформлению мультимедийных презентаций.(Например, для фона надо выбирать более холодные тона - синий и зеленый, идеальный фон должен быть ровным, без узоров. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: для фона, для заголовка и для текста. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.). Это всего лишь несколько правил. Существуют и другие. Педагог должен изучить их сам и донести до учеников.
В своей работе также использую готовые медиаресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Электронные учебные модули информационного, практического и контрольного типа очень быстро скачиваются из Интернета, облегчают подготовку учителя к уроку и одновременно повышают интерес учащихся к учебе, активизируют внимание, вызывают массу положительных эмоций.
Также использую материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В основном это аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии и аудиокниги по произведениям русских писателей 18-20 веков. Высокохудожественное чтение литературных произведений, безусловно, способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию школьников, служит эталонным прочтением, к которому следует стремиться.
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения использую видеофрагменты авторских фильмов, взятых из Интернета. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики записывают основные моменты лекции. В Интернете есть готовые фильмы, которые можно скачать или просто посмотреть прямо на уроке в режиме онлайн.
Хорошим подспорьем служат последние постановки произведений М.Булгакова, Ф Достоевского, М. Лермонтова, а также старые советские фильмы. В моем кабинете создана видеотека по многим программным произведениям, которая постоянно пополняется. На уроке мы просматриваем фрагменты фильмов, сравниваем свое собственное восприятие художественного текста с режиссерской интерпретацией. Заинтересовавшись фильмом на уроке, учащиеся практически всегда сбрасывают себе фильм на электронные носители для полного просмотра дома.
Не секрет, что некоторые наши ученики разбираются в компьютерных технологиях гораздо лучше нас и всегда готовы поделиться своими знаниями. В этом году они научили меня пользоваться программой Movie Maker (Мови Мэйкер). Это мини-комплекс для создания и изменения видео файлов с доступным редактированием видео и звука, добавления эффектов, титров. Возможности данной программы:
- обрезание и склеивание видео и аудиоматериалов;
- наложение звуковой дорожки;
-добавление заголовков и титров;
-создание переходов между фрагментами видео.
Наибольший интерес у учеников вызывает вариант этой программы "фонохрестоматия + видеоряд", то есть что-то вроде современного видеоклипа. Результатом стали клипы на песню группы "Баста" "Я когда-то умру"(на стихи Высоцкого), группы "Сплин" "Лиличке" (на слова Маяковского) и другие.
Работа по создание таких совместных проектов очень актуальна. Учащиеся создают собственную видеоинтерпретацию изучаемого стихотворения. Помимо того, что усваивается школьная программа, дети еще и приобщаются к радости созидания, радости творчества.
И в заключение хочется сказать, что использование мультимедиа технологий на уроках литературы действительно эффективно и целесообразно, поскольку позволяет достичь основной цели, которая стоит перед современной школой: подготовка разносторонней развитой личности.