К. С. Бабичева
ГБПОУ КК КПК, г.Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе
Ключевые слова: начальная школа, дидактические средства, мультимедийные технологии, образовательный процесс.
Использование мультимедийных дидактических средств позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство поиска, сбора информации и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получить предложенные им знания и учились добывать их сами. О целесообразности использования мультимедийных дидактических средств в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления, с помощью которого дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Для начала нужно было освоить эти компьютерные технологии. Изучив видео уроки, я попробовала создавать тематические презентации, которые стала применять во время уроков, на внеклассных мероприятиях. Было интересно мне и детям. Так появились мои первые мультимедийные уроки. Сопровождения, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой на любом этапе урока. Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране.
В данное время использование мультимедийных дидактических средств осуществляется по следующим направлениям:
1.создание мультимедийных презентаций
2.работа с ресурсами Интернет
3.использование готовых обучающих программ
4.использование интерактивной доски
Рисунок 1- формы использования мультимедийных технологий
Работа с интерактивной доской в начальной школе, становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видео эффектами. Важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит это с помощью электронного маркера.
В процессе обучения интерактивная доска используется как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) т.е. для визуализации учебной информации изучаемого. Мы не используем доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую так же для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств. Возможность применения:
Используя сайты Интернета, подбирается наглядный материал для уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы.
На уроках математики при помощи компьютера решается проблему дефицита подвижной наглядности. На уроках с помощью слайдов осуществляется демонстрация примеров, цепочек для устного счета, организовывается математические разминки и самопроверка. На каждом уроке используются иллюстрированные слайды для составления и решения задач, задания «ловушки», способствующие развитию логического мышления.
Огромную помощь оказывают мультимедийные средства в разработке уроков по развитию речи. Это и использование сюжетных картин (рассказ по картине) и электронные презентации, включающие фотографии писателей и информацию о их творчестве. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. На уроках обобщения используется яркая красочнаяпрезентация, привлекающая внимание детей, позволяющая продуктивно обобщить знания по теме.
При подготовке уроков литературного чтения также можно пользоваться Интернет ресурсами (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям) «В гостях у дедушки Корнея», «Русские народные сказки». Также учащиеся с удовольствием рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям.
На уроках технологии используются презентации с поэтапной демонстрацией изготовления поделки, аппликации. Это существенно облегчает работу учителя – все доступно, легко и наглядно, что немаловажно для детей младшего школьного возраста.
На уроках окружающего мира также используются мультимедийные средства, что помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Можно убедитьсся, что с применениеммультимедийные средств на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Список использованных источников:
1. http://www.io.nios.ru/articles2/106/98/multimediynye-sredstva-v-uchebnom-processe-nachalnoy-shkoly-Мультимедийные средства в учебном процессе начальной школы
2. https://nauchniestati.ru/spravka/informaczionno-kommunikaczionnye-tehnologii-v-nachalnoj-shkole/ -ИКТ в начальной школе: как использовать технологии для обучения и развития
3. Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога / Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы четвертой международной научно-практической конференция. – Самара: ПГСГА, 2009.