СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных компьютерных технологий в работе над спектаклем в ДШИ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе речь идет о применении компьютерных технологий в работе педагога отделения "Искусство театра" в детской школе искусств при создании спектаклей.

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных компьютерных технологий в работе над спектаклем в ДШИ»

Александрова Елена Георгиевна,

ГУ ДО «ДШИ р.п. Дергачи», Саратовская область.


Использование мультимедийных компьютерных технологий

в работе над спектаклем в ДШИ

Использование информационных технологий в образовательном процессе занимает одно из главных мест среди многих новых направлений в образовании. Применение современных технологий делает богаче традиционные формы обучения, таким образом делая процесс образования и воспитания более интересным, так же оно раскрывает перед обучающимися новые возможности в получении знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в повседневной жизни. Так же следует отметить, что у современных обучающихся всех возрастов очень велик интерес к освоению новых технологий, поэтому сих применением повышается интерес  к изучаемому предмету, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом болееуспешного обучения и воспитания обучающихся школы искусств.

Реализация предпрофессиональной программы на отделении «Искусство театра» в ДШИ ведется по направлениям - основы актёрского мастерства, «художественное слово», «сценическое движение», теоретические предметы - «Беседы об искусстве», «Слушание музыки», «История театрального искусства», индивидуальные занятия, а так – же в предпрофессиональную программу входят такие предметы, как «ритмика» и «танец». На занятиях по подготовке сценических номеров обучающиеся готовят конкурсныеи концертные выступления, литературно – музыкальные композиции и постановки спектаклей. Какая же связь может быть между театральным творчеством и компьютерными технологиями?

На сегодняшний день в процессе работы над детским спектаклем или любой другой постановкой в ДШИ, можно заметить точки соприкосновения таких далеких друг от друга технологий, как театральная и информационно-коммуникационная. Какова же польза от применения современных средств компьютерных технологий и мультимедиа в театральной деятельности?

Режиссер и педагог Б. Е. Захава в своей книге «Мастерство актера и режиссера» утверждал, что в работе над театральной постановкой есть три периода подготовки: застольный этап, работа актера в выгородке и третий этап – работа, непосредственно, на сцене. Какие же конкретно компьютерные технологии и в какой из периодов они применимы в работе над постановкой. Рассмотрим подробно этапы работы надспектаклем.

Первый этап, как его еще называют – застольный, получил свое название, потому что в этот период педагог(режиссер) знакомит обучающихся (актеров) с литературным материалом (пьесой), непосредственно за столом дети читают пьесу, определяются с ролями, выстраивается событийный ряд спектакля, проводится действенный анализ пьесы – обсуждается идея, композиция, замысел, определение сквозного действия, подробности быта, особенности костюмов, музыкальные и декоративные решения той или иной эпохи. Надежным инструментом для получения информации на данном этапе становятся компьютерные технологии. С их помощью можно получить любую интересующую информацию, а так же посетить электронную библиотеку или побывать в виртуальном музее.

Неоспоримая помощь в работе театрального педагога приходитот текстовых редакторов: быстрое редактирование и переработка текста, создание нужного количества его копий , изменение формата и шрифта, это все помогает обучающимся быстрее познакомиться с текстом.

Таким образом, использование компьютерных технологий в застольном периоде неоспоримо облегчает процесс работы над постановкой.

Вторым этапом работы над театральной детской постановкой – репетиции в условных декорациях или, как говорят, «в выгородке».

Поиск внешней выразительности и сценографических решений - основная задача второго периода. Чем интереснее сценографическое решение спектакля, тем сильнее впечатления зрителей от просмотра театральной постановки. Зрительское внимание усиливается с применением самых различных театральных средств выразительности. Самые большие перемены в сценографии спектакля происходят в работе с декорациями. Да, раньше декорации представляли собой габаритные сборные конструкции, передвижные фурки,большой занавес, расписанный художником задник сцены, то на сегодняшний день, при помощи технологий мультимедиа можно представить любое оформление сценической площадки.

Стоит заметить, что в работе над мизансценами тоже произошли перемены. Если раньше мизансцены зарисовывали на бумаге или выполняли на специально созданных макетах сцены, то сейчас на помощь педагогу - режиссеру приходят компьютерные новшества. Многие педагоги охотно используют программы 3D-моделирования, а использование графических редакторов помогает смоделировать различные модели сценического пространства, где можно как в компьютерной игре разместить актеров в объемных декорациях. Этот процесс нагляден, эстетичен и удобен вработе.

Не стоит забывать про использование мультимедийных презентаций. Они хорошо применяются в детских театральных постановках как красочное оформление, исполняя функции декорации. Так же следует заметить, что на смену мультимедийных презентаций все чаще приходит видеоматериал.

Становится очевидным, что применение компьютерных технологий на рассматриваемом этапе - экономит время, увеличивает число подходящих вариантов для сценографических решений, тем самым, освобождая педагога и обучающихся отизлишней нагрузки.

На третьем периоде работы над детским спектаклем, подразумеваются собой репетиции на сцене и показ его зрителям, попутно ведется выстраивание светового и звукового оборудования. Обучающиеся с большим удовольствием самостоятельно работают со светом и звуком, делая это не хуже профессионалов.

Завершающий этап - показ спектакля. Необходимо грамотно, емко и красиво донести информацию о премьере до зрителя. Это делается при помощи рекламной продукции. Внашем случае - это изготовление афиши и программок.

Афиша – неотъемлемый атрибут спектакля. Это его визитная карточка и заключительный шаг над театральной постановкой, так как афиша и программки изготавливаются, когда спектакль уже практически готов. И опять, инструментом в изготовлении афиш, программок и буклетов, опять нам на помощь приходит графический редактор. Творческая работа в графическом редакторе - процесс захватывающий, интересный и волнующий. Бывает коллективным и индивидуальным, он включает в себя овладение основами фотосъемки, программами Рhotoshop и очень нравится детям.

Следует обратить внимание, что использование компьютерных мультимедийных технологий позволяет эффективно работать над повышением исполнительской культуры обучающихся театрального отделения. Хорошо работает методика «взгляд на себя со стороны», когда ведутся видеозаписи репетиций постановки, а потом идет разбор репетиций с комментариями и замечаниями педагога. Посмотрев видеосъемку, обучающемуся самому становятся понятны все допущенные ошибки и неточности, а также пути их исправления.

Важным в работе над повышением исполнительской культуры обучающихся - это использование педагогом видео материалов, потому что в обучении театральному искусству должен присутствовать яркий пример. На сегодняшний день в интернет пространстве можно найти большое количество учебного и познавательного материала: театральные постановки ведущих театров России и всего мира, мастер классы известных актеров и режиссеров, художественные, документальные и мультипликационные фильмы, видеосюжеты, клипы, обучающие видеоролики. Варсенале педагога должна иметься богатая видеотека. Небольшие, хорошего качества, обучающий видеоматериал позволяет в полной мере показать образцы исполнительского мастерства, увлечь и заинтересовать новыми неизбитыми находками. А наличие достойного мультимедийного оборудования позволяет воспроизводить собранные материалы на большом экране в хорошем качестве. Это еще один из многочисленных вариантов использования мультимедийных компьютерных технологий в процессе работы над детской театральной постановкой.

Обратим внимание на еще один аспект использования ИКТ в сфере театральной деятельности-это повышение зрительской культуры обучающихся. Преследуя эту цель, педагог знакомит обучающихся с правилами поведения в театре и других учреждениях культуры, а так же с театральными сайтами, где можно узнать справочную информацию об интересующем театре, его репертуаре, сделать предварительный заказ, а также купить билеты.


Несомненно, использование мультимедийных компьютерных технологий в области театрального искусства способно сделать театр гораздо более зрелищным,современным и востребованным. Однако, возможностями, которые дают нам ИКТ, злоупотреблять не нужно, так как чрезмерное увлечение использованием ИКТ может повлиять на качество работы над постановкой, потому что внешняя,зрелищная сторона перетянет внимание зрителя на себя и отвлечет его от сосредоточения на процессе актерской игры в театральной постановке.

Педагог должен дать понять обучающимся, что даже самые высокотехнологичные художественные приемыне заменят мастерство актерской игры и живое взаимодействие актеров на сцене. Актер всегда останется на сцене главной составляющей спектакля, а использованные компьютерные технологии – это всего лишь действенный и изысканный инструмент, помогающий ему решать главную задачу театрального искусства – постижение «жизни человеческого духа».


Используемая литература:

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Текст] : учебное пособие: [12+] / Б.Е. Захава : под общ.ред. П.Е. Любимцева.- Изд. 6-е, стер. - М.: Планета музыки, 2013.-431 с, 24 с ил. портр. – (Учебники для вузов. Специальная литература).; ISBN 978-5-91938-108-2;

2. Гребенкин А.В. «Другому как понять тебя?» Пособие для руководителей и студентов театральных студий и школ искусств. - М.: Лань, 2014;

3. Страхов А.В. Учебный спектакль в детском театральном объединении. Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 4, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя