Использование мультимедийных презентаций на уроках географии, как средство повышения эффективности обучения учащихся в школах, реализующих АООП.
Мультимедийная учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени передать такой объём сведений, который невозможно объяснить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учётом познавательных возможностей учащихся с ОВЗ, оказывает положительное влияние на формирование более чётких представлений об изучаемых объектах или явлениях.
Презентации на уроках географии используются в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении учебного материала, при контроле знаний и умений. Демонстрация мультимедийных пособий часто сочетается с работой по карте, глобусу, тексту учебника, выполнением заданий в тетрадях, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.
Управление сменой слайдов устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано.
Демонстрационные возможности географических карт, включённых в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных – печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения: снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая карту; наносить необходимые надписи, совмещать ряд карт, что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.
Часто карту дополняю связанным с изучаемой территорией иллюстративным (изображения животных, растений, пейзажные иллюстрации) и текстовым материалом. Сочетание карты и иллюстративного материала увеличит эффективность презентации, даст возможность разнообразить формы работы на уроках географии.
При изучении ряда географических тем (извержение вулкана, землетрясение, Вселенная, полёты в космос, круговорот воды в природе, движение ветра, добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое течение и пр.) в презентациях используется показ динамических слайдов. Анимация и видеофрагменты применяются также для «погружения» в конкретную, малознакомую местность (при показе тропического леса, пустыни, Южного полюса), для демонстрации животных в движении (птицы в полёте, добывающие пищу хищники, вскармливание детёнышей животными). Анимационные фрагменты используются и при демонстрации занятий населения: работы шахтёров, нефтяников, ловля рыбы в море и разделка её на рыболовецких суднах, выпас овец на горных пастбищах и т.п.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, способствует выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволяет отработать с детьми основные географические понятия и словарные слова. Учащиеся переписывают словарные слова с экрана в тетради, а затем подбирают к ним определения.
При объяснении нового материала, на экран выводится тестовая информация, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов учащиеся сами составляют небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнивают их с оригиналом.
Работа учащихся с мультимедийной учебной презентацией не ограничивается только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельности детей отводится активная роль. Опираясь на зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений, школьники под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное для обобщения.
Использование мультимедийных презентаций на уроках географии для детей с ОВЗ открывает новые возможности для обучения, делая его более доступным, интересным и эффективным. Это не только помогает учащимся лучше усваивать материал, но и способствует их социализации и интеграции в образовательный процесс.