А.А. Алипа
ГБПОУ КК «КПК», г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать слов, и ребенок усвоит их на лету»
К.Д. Ушинский
Все привыкли к тому, что в своей педагогической деятельности учитель использует различные схемы, таблицы, рисунки, карты, необходимые для качественного усвоения материала младшими школьниками. Неудивительно, что в кабинете учителя находятся наглядные пособия, предназначенные для изучения любой темы. Но технический прогресс требует современных решений для модернизации учебной деятельности. На смену традиционной наглядности приходят мультимедийные средства, новые инструменты познания и демонстрации материала.
А.В. Федоров утверждает, что «мультимедийные средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные среды: графику, гипертекст, звук, анимацию, видео» . Они содействуют развитию познавательных процессов, которые обеспечивают получение, накопление, хранение и воспроизведение знаний, а также способствует ознакомлению с основами медиа грамотности.
В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладения им в связи с тем, что задействованы основные каналы восприятия ученика. В зависимости от типа восприятия А.В. Федоров приводит классификацию мультимедийных средств, используемых в процессе обучения. Он делит их на аудиовизуальные, визуальные, звуковые [1, с. 56].
К аудиовизуальным средствам обучения относят технические ресурсы и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия на учащегося. Например:
1) учебные видеоролики, фильмы, мультфильмы, видеофрагменты и передачи, направленные на развитие универсальных учебных действий младших школьников по анализу и синтезу получаемых знаний, установлению причинно-следственных связей. Важно отметить, что данные технические средства аудиовизуального метода обучения отличаются выразительностью, требуют меньше временных затрат в ходе урока, но при этом передают больший объём информации;
2) интерактивные презентации и слайд-шоу служат для систематизации получаемых знаний, используются в качестве основы и помощника для педагога или учащегося, который преподносит материал.
Данные средства используются в мультимедийных приложениях ко всем учебникам и рабочим тетрадям, входящим в Федеральный перечень и разрешенным для использования в начальной школе. Важно отметить, что материал отвечает возрастным особенностям каждого года обучения.
Аудиовизуальные средства обучения «оживляют» урок, тем самым обеспечивают вовлечение младшего школьника в учебный процесс путём привлечения внимания, повышают уровень мотивации к обучению и способствуют развитию восприятия.
Благодаря современным платформам, размещенным в сети Интернет, применение аудиовизуальных средств обучения может происходить не только на уроках ознакомления с новым материалом, но и на занятиях обобщения, систематизации и контроля знаний.
К визуальным средствам обучения относят технические ресурсы и визуальные тексты, предназначенные для зрительного воздействия и восприятия на ученика в процессе учебной деятельности. Например, образцы, фото-инструкции, портреты, картины и фотографии, предметы, карты и чертежи, развертки и шаблоны [2, c. 149]
В процессе применения визуальных средств обучения можно сделать вывод, что они должны быть понятны, разнообразны, привлекать внимание, активизировать чувственный опыт учащихся, соответствовать цели урока и помогать в решении учебных задач. Их демонстрация должна подкрепляться словесным объяснением со стороны учителя.
Звуковые средства обучения считаются часто используемыми для развития воображения и представления на уроках и во внеурочной деятельности. К ним относят технические средства и медиа тексты, предназначенные для слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе. Например: аудиозаписи с конкретной дидактической целью использования в начальной школе, содержащие пройденный учебный материал, историческую справку, текст литературного произведения, диктанта или изложения, чисто говорки.
Мультимедийные средства обучения стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса и урока, отвечающего задачам Федеральному государственному образовательному стандарту.
Основной целью использования мультимедийных средств в учебном процессе младших школьников является переход от знаний, умений и навыков (так называемых ЗУНов) к универсальным учебным действиям, а точнее к компетенциям, которыми должен обладать выпускник начальной школы.
Применение мультимедийных средств обучения способствует формированию познавательных и творческих возможностей младших школьников. Данные средства позволяют создавать новые виды визуальной информации, что позволяет повысить эффективность процесса получения знаний. Занятия, построенные с использованием мультимедийных средств, помогают в решении многих учебных задач, таких как освоение нового программного материала, систематизация ранее изученного, повышение уровня учебной мотивации, оказание методической помощи в закреплении пройденного (см. рисунок 1).
Рисунок 1 Повышение эффективности урока
Дидактической ценностью уроков, построенных с применением мультимедийных средств, является то, что любые объекты, подходящие к тематике данного занятия, можно озвучить, добавить анимацию и изменить под конкретную образовательную цель.
Благодаря мультимедийным средствам обучения младшие школьники в учебном процессе знакомятся с новой информацией, справляются с заданиями различных уровней сложности. Таким образом, комплексная работа педагога и мультимедийных средств значительно улучшает качество образовательной деятельности. Использование мультимедийных средств активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, способствует повышению эффективности процесса обучения младших школьников, позволяет улучшить качество освоения учебным материалом.
Список использованных источников:
Сабиров В. Ш. Значение мультимедиа на уроках [электронный ресурс] - https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-multimediinykh-sredstv-obucheniia-n-2.html
Шамилимова С. А. Современные интерактивные дидактические материалы [электронный ресурс] - https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-multimediynyh-didakticheski.3316401/