Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирской области, Новосибирского района,
р.п. Краснообск детский сад «Золотая рыбка».
Тема:
Использование музейной педагогики для развития духовного
и патриотического воспитания дошкольников.
Подготовила воспитатель
Машукова О.В.
2021г.
Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах
Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
В современных психолога – педагогических исследованиях прослеживаются убеждения, что период дошкольного детства по своим педагогическим характеристикам наиболее благоприятен для духовно – нравственного воспитания: у детей отмечается доверие к взрослым, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. А также формируются чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, глубокое уважение к людям труда и активное отношение к действительности.
Ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, влияют на формирование жизненной позиции, мировоззрения.
Одна из основных целей работы с детьми – воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в жизни принципы добра и красоты.
Одним из средств для достижения этой цели –является создание мини-музея в группе. При организации работы с детьми в мини-музее были определены следующие задачи:
1. Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музея. 2.Совершенствовать у детей навыки поисковой, исследовательской и социально –коммуникативной деятельности.
3.Привитие любви к родному краю.
Содержание, оформление и назначение мини-музея
соответствует лексическим темам календарного плана.
Так былибыли созданы выставки по следующим темам:
«Путешествие в мир школьных пренадлежностей»,
«Доиашние животные»,
«Детский сад будузего»,
«Краснообск поселок наш родной»,
«Краснообская роща»,
«Молочная страна »,
« Такие разные нитки»,
«Русская изба»,
«Почтовый теремок» ( Раскрывающая традиции и историю возникновения новогодней открытки),
«Народные промыслы» (знакомит с различными видами росписей),
« Чайная церемония» ( История возникновения русской чайной церемонии),
«Наши защитники».
Из-за небольшого пространства экспозиции носят временный характер и проходят один раз в две недели. Однако в перерывах между занятиями дети готовят вместе с воспитателем материал к следующему.
Знакомятся с соответствующей литературой, включаются в театрализованные действия, используют знания на занятиях познавательной деятельности.
Средства патриотического воспитания:
художественная литература;
искусство;
фольклор;
практическая деятельность (игры).
выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания дошкольников:
организация практического опыта общественного поведения :
метод приучения,
показ действия,
пример взрослых и др.;
формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок :
беседы,
чтение художественных произведений,
рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия:
Очень важно содержание по возрасту:
объем познавательного материала и сложность,
длительность изучения;
каждая тема должна подкрепляться :
различными играми,
продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование)
Очень важно провести итоги работы над темой :
общие праздники,
семейные развлечения
экскурсии
Эффективность работы музейной педагогики очевидна. Дети через наглядность приобретают знания об истории своего народа, его культуре, его быте. В этом направлении ведется работа. Дети получают не только знания, но и духовные впечатления, восхищения народными умельцами, мастерами, вызывающими у них гордость за своих соотечественников. Таким образом дети узнают о творчестве мастеров, художников, об истории родного поселка.
Проводимая работа показывает, что система духовно – нравственного воспитания средствами музейной педагогики может явиться главной для формирования у детей духовно – нравственных и патриотических чувств, элементарных исторических представлений о прошлом своего народа, края, государства.
Музейная среда чрезвычайно эффективна для ознакомления с историческим прошлым, а значит для духовно-нравственного воспитания детей.
Системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, его искусству, культуре России в разное историческое время.