Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.
А.В. Березкина, старший воспитатель
МАДОУ №77 «Зоренька»
К.Н. Попова, воспитатель
МБДОУ № 57 «Лукоморье» г. Северодвинска
Музейная педагогика как одно из замечательных и уникальных явлений системы образования получили признание как эффективное средство обучения и воспитания детей. В структуре образовательного учреждения музей является центром познавательного развития дошкольников. Следует рассмотреть музейную педагогику, как инновационную педагогическую технологию, так как музейная педагогика является научно-практической дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.
В нашей образовательной организации основной целью музейной педагогики является создание условий для всестороннего развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
В условиях ДОУ сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки могут иметь название «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании педагогов и семей воспитанников. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создавая мини-музея в образовательной организации, мы ставим перед собой ряд воспитательно-образовательных развивающих задач:
- формирование у дошкольников представления о музее;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- развитие речи и расширение словарного запаса;
- воспитание культуры поведения.
Работа над каждым мини-музеев строилась в трех направлениях:
- поисково-собирательское (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;
- экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать);
- экскурсионное (внутри музея).
Мы приведем несколько примеров наших мини-музеев, которые были созданы за последние года и реализовали конкретные педагогические задачи нашей образовательной организации:
- «Музей времени»
- Музей-выставка животных жарких стран «Джунгли зовут!»
- Музей «Предметы крестьянского быта Архангельской области»
- Тактильный музей «Русская северная изба»
- Выставки и центры «Юный патриот»
- «Динозавры»
- «Музей полезных ископаемых»
- Мини-музей «Космос
- Музей «Веселая пуговка»
- Музей «Транспорта»
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
За период работы, используя методы музейной педагогики, как эффективное средство обучения и воспитания детей мы разработали алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ. Предлагаемые рекомендации могут быть адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, осуществляющим музейно - педагогическую деятельность.
Начинать работу по созданию музея можно при следующих условиях, когда:
- выбрана основная тема, определен профиль музея (исторический, краеведческий или др.);
- в основном завершен поиск и сбор музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции в соответствии с профилем;
- налажен учет собранных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;
- изучена история события, объекта, явления;
- разработана тематическая структура экспозиции, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям,
- составлен тематико-экспозиционный план музея;
- имеется помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа;
- имеется группа организаторов, способная осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, экскурсионно-массовую работу музея; - есть руководитель музея – педагог, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения.
При создании музейной экспозиции творческой группе музея целесообразно разработать концепцию будущего музея, которая является первым этапом в формировании музея. В концепции необходимо указать название музея, принадлежность образовательному учреждению, целевую аудиторию, сформулировать цель и задачи создания и использования экспозиции, определить и объяснить ее тематику, дать общую характеристику представляемых материалов.
Полученные результаты:
- Сформировавшиеся представления у дошкольников о музее и культуре поведения.
- Получены и реализованы на практике проектно-исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей.
- Расширение представлений в разных областях науки и деятельности у детей и взрослых.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Просмотр содержимого документа
«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.»
Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.
А.В. Березкина, старший воспитатель
МАДОУ №77 «Зоренька»
К.Н. Попова, воспитатель
МБДОУ № 57 «Лукоморье» г. Северодвинска
Музейная педагогика как одно из замечательных и уникальных явлений системы образования получили признание как эффективное средство обучения и воспитания детей. В структуре образовательного учреждения музей является центром познавательного развития дошкольников. Следует рассмотреть музейную педагогику, как инновационную педагогическую технологию, так как музейная педагогика является научно-практической дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.
В нашей образовательной организации основной целью музейной педагогики является создание условий для всестороннего развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
В условиях ДОУ сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки могут иметь название «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании педагогов и семей воспитанников. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создавая мини-музея в образовательной организации, мы ставим перед собой ряд воспитательно-образовательных развивающих задач:
формирование у дошкольников представления о музее;
формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
развитие речи и расширение словарного запаса;
воспитание культуры поведения.
Работа над каждым мини-музеев строилась в трех направлениях:
поисково-собирательское (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;
экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать);
экскурсионное (внутри музея).
Мы приведем несколько примеров наших мини-музеев, которые были созданы за последние года и реализовали конкретные педагогические задачи нашей образовательной организации:
«Музей времени»
Музей-выставка животных жарких стран «Джунгли зовут!»
Музей «Предметы крестьянского быта Архангельской области»
Тактильный музей «Русская северная изба»
Выставки и центры «Юный патриот»
«Динозавры»
«Музей полезных ископаемых»
Мини-музей «Космос
Музей «Веселая пуговка»
Музей «Транспорта»
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
За период работы, используя методы музейной педагогики, как эффективное средство обучения и воспитания детей мы разработали алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ. Предлагаемые рекомендации могут быть адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, осуществляющим музейно - педагогическую деятельность.
Начинать работу по созданию музея можно при следующих условиях, когда:
выбрана основная тема, определен профиль музея (исторический, краеведческий или др.);
в основном завершен поиск и сбор музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции в соответствии с профилем;
налажен учет собранных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;
изучена история события, объекта, явления;
разработана тематическая структура экспозиции, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям,
составлен тематико-экспозиционный план музея;
имеется помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа;
имеется группа организаторов, способная осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, экскурсионно-массовую работу музея; - есть руководитель музея – педагог, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения.
При создании музейной экспозиции творческой группе музея целесообразно разработать концепцию будущего музея, которая является первым этапом в формировании музея. В концепции необходимо указать название музея, принадлежность образовательному учреждению, целевую аудиторию, сформулировать цель и задачи создания и использования экспозиции, определить и объяснить ее тематику, дать общую характеристику представляемых материалов.
Полученные результаты:
Сформировавшиеся представления у дошкольников о музее и культуре поведения.
Получены и реализованы на практике проектно-исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей.
Расширение представлений в разных областях науки и деятельности у детей и взрослых.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.