СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.

                                               А.В. Березкина, старший воспитатель

                                               МАДОУ №77 «Зоренька»

                                               К.Н. Попова, воспитатель

                                               МБДОУ № 57 «Лукоморье» г. Северодвинска

 

         Музейная педагогика как одно из замечательных и уникальных явлений системы образования получили признание как эффективное средство обучения и воспитания детей. В структуре образовательного учреждения музей является центром познавательного развития дошкольников. Следует рассмотреть музейную педагогику, как инновационную педагогическую технологию, так как музейная педагогика является научно-практической дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.

         В нашей образовательной организации основной целью музейной педагогики является создание условий для всестороннего развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

         В условиях ДОУ сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки могут иметь название  «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании педагогов и семей воспитанников. Дошкольники  чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

         Создавая мини-музея в образовательной организации, мы ставим перед собой ряд воспитательно-образовательных развивающих задач:

  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширение словарного запаса;
  • воспитание культуры поведения.

         Работа над каждым мини-музеев строилась в трех направлениях:

  • поисково-собирательское (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;
  • экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать);
  • экскурсионное (внутри музея).

         Мы приведем несколько примеров наших мини-музеев, которые были созданы за последние года и реализовали конкретные педагогические задачи нашей образовательной организации:

  • «Музей времени»
  • Музей-выставка животных жарких стран «Джунгли зовут!»
  • Музей «Предметы крестьянского быта Архангельской области»
  • Тактильный музей «Русская северная изба»
  • Выставки и центры «Юный патриот»
  •  «Динозавры»
  • «Музей полезных ископаемых»
  • Мини-музей «Космос
  • Музей «Веселая пуговка»
  • Музей «Транспорта»

         Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

         За период работы, используя методы музейной педагогики, как эффективное средство обучения и воспитания детей мы разработали алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ. Предлагаемые рекомендации могут быть адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, осуществляющим музейно - педагогическую деятельность.

         Начинать работу по созданию музея можно при следующих условиях, когда:

  • выбрана основная тема, определен профиль музея (исторический, краеведческий или др.);
  • в основном завершен поиск и сбор музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции в соответствии с профилем;
  • налажен учет собранных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;
  • изучена история события, объекта, явления;
  • разработана тематическая структура экспозиции, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям,
  • составлен тематико-экспозиционный план музея;
  • имеется помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа;
  • имеется группа организаторов, способная осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, экскурсионно-массовую работу музея; - есть руководитель музея – педагог, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения.

                 При создании музейной экспозиции творческой группе музея целесообразно разработать концепцию будущего музея, которая является первым этапом в формировании музея. В концепции необходимо указать название музея, принадлежность образовательному учреждению, целевую аудиторию, сформулировать цель и задачи создания и использования экспозиции, определить и объяснить ее тематику, дать общую характеристику представляемых материалов.

Полученные результаты:

  • Сформировавшиеся представления у дошкольников  о музее и культуре поведения.
  • Получены и реализованы на практике проектно-исследовательские  умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей.
  • Расширение представлений в разных областях науки и деятельности у детей и взрослых.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Обогащение  предметно-развивающей среды ДОУ и воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

        Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Просмотр содержимого документа
«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.»

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ.

А.В. Березкина, старший воспитатель

МАДОУ №77 «Зоренька»

К.Н. Попова, воспитатель

МБДОУ № 57 «Лукоморье» г. Северодвинска


Музейная педагогика как одно из замечательных и уникальных явлений системы образования получили признание как эффективное средство обучения и воспитания детей. В структуре образовательного учреждения музей является центром познавательного развития дошкольников. Следует рассмотреть музейную педагогику, как инновационную педагогическую технологию, так как музейная педагогика является научно-практической дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка.

В нашей образовательной организации основной целью музейной педагогики является создание условий для всестороннего развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

В условиях ДОУ сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки могут иметь название «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании педагогов и семей воспитанников. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создавая мини-музея в образовательной организации, мы ставим перед собой ряд воспитательно-образовательных развивающих задач:

  • формирование у дошкольников представления о музее;

  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

  • развитие речи и расширение словарного запаса;

  • воспитание культуры поведения.

Работа над каждым мини-музеев строилась в трех направлениях:

  • поисково-собирательское (на начальном этапе) Огромную роль здесь играют родители и совместная проектная деятельность;

  • экспозиционное (затем, когда экспонатов становится много и их необходимо группировать);

  • экскурсионное (внутри музея).

Мы приведем несколько примеров наших мини-музеев, которые были созданы за последние года и реализовали конкретные педагогические задачи нашей образовательной организации:

  • «Музей времени»

  • Музей-выставка животных жарких стран «Джунгли зовут!»

  • Музей «Предметы крестьянского быта Архангельской области»

  • Тактильный музей «Русская северная изба»

  • Выставки и центры «Юный патриот»

  • «Динозавры»

  • «Музей полезных ископаемых»

  • Мини-музей «Космос

  • Музей «Веселая пуговка»

  • Музей «Транспорта»

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

За период работы, используя методы музейной педагогики, как эффективное средство обучения и воспитания детей мы разработали алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ. Предлагаемые рекомендации могут быть адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, осуществляющим музейно - педагогическую деятельность.

Начинать работу по созданию музея можно при следующих условиях, когда:

  • выбрана основная тема, определен профиль музея (исторический, краеведческий или др.);

  • в основном завершен поиск и сбор музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции в соответствии с профилем;

  • налажен учет собранных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;

  • изучена история события, объекта, явления;

  • разработана тематическая структура экспозиции, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям,

  • составлен тематико-экспозиционный план музея;

  • имеется помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа;

  • имеется группа организаторов, способная осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, экскурсионно-массовую работу музея; - есть руководитель музея – педагог, назначенный приказом руководителя образовательного учреждения.

При создании музейной экспозиции творческой группе музея целесообразно разработать концепцию будущего музея, которая является первым этапом в формировании музея. В концепции необходимо указать название музея, принадлежность образовательному учреждению, целевую аудиторию, сформулировать цель и задачи создания и использования экспозиции, определить и объяснить ее тематику, дать общую характеристику представляемых материалов.

Полученные результаты:

  • Сформировавшиеся представления у дошкольников о музее и культуре поведения.

  • Получены и реализованы на практике проектно-исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.

  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей.

  • Расширение представлений в разных областях науки и деятельности у детей и взрослых.

  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!