СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование музыкально-дидактических игр на уроке музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-дидактические игры удобное средство активизации мышления учащихся на уроке. Игровые элементы широко применяются на уроках музыки. Незаметно для себя, играя, ребенок оперирует вложенными в игру знаниями, приобретает определенные умения и навыки. Музыкальные игры помогают детям лучше усвоить нотную грамоту, формируют и развивают музыкальные способности – память, слух, ритмическое и ладовое чувство. В процессе музыкальных игр дети приобретают нужные навыки вокально-хоровые, творческо-импровизационные, ритмично-слуховые.

Просмотр содержимого документа
«Использование музыкально-дидактических игр на уроке музыки.»

Использование музыкально-дидактических игр на уроке музыки.

Известный грузинско-российский педагог Ш. А. Амонашвили отметил, что если мы забудем о том, что дети не могут расстаться со своей потребностью играть, то сделаем нашу методику не добрым путеводителем в мире познания, а бездушной мачехой... Чувство свободного выбора составляет психологическую основу игры. Однако это не означает, что, пользуясь правом выбирать, ребенок отдает предпочтение только таким формам активности, которые не будут связаны с трудностями. Выбирая игру, ребенок тем самым принимает и связанные с ней трудности, становится целеустремленным, волевым, сосредоточенным в их преодолении, что делает игру эмоционально окрашенной и мотивированной. Что плохого, когда в процессе обучения ребенок будет переживать так же, как он переживает игру? Тогда мы будем говорить не о игровом обучении, а обучении, которое основанное на позициях самих детей, на переживании детьми в этом процессе чувство свободного выбора. Ведь радуется ребенок игре! Она должна радовать и в учебе! А такую радость должны приносить им мы – педагоги.

Музыкально-дидактические игры удобное средство активизации мышления учащихся на уроке. Игровые элементы широко применяются на уроках музыки. Незаметно для себя, играя, ребенок оперирует вложенными в игру знаниями, приобретает определенные умения и навыки. Музыкальные игры помогают детям лучше усвоить нотную грамоту, формируют и развивают музыкальные способности – память, слух, ритмическое и ладовое чувство. В процессе музыкальных игр дети приобретают нужные навыки вокально-хоровые, творческо-импровизационные, ритмично-слуховые.

Кроме дидактических задач, музыкальная игра выполняет серьезные воспитательные функции: обогащает духовную жизнь школьников, учит их общаться, развивает детскую инициативу, способствует формированию коллективизма. Введение в школьную жизнь музыкальных игр вызывает у учеников радостное настроение, создает определённый ритм в обучении и воспитании, благотворно влияет на эмоциональную сферу детей. Музыкальная игра повышает интерес учащихся к обучению, так как дает каждому ребенку возможность испытать свои силы, пережить волнение успеха, поднять самооценку. Такие ученые как О. С. Богданова и В. В. Петрова отмечают, что применение в обучении игры действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного становления к обучению.

Методика организации музыкальной игры предусматривает выполнение определенных условий. Прежде всего учителю следует четко определять, какую музыкальную игру он будет проводить, соответствует ли она теме и содержанию урока. Для того, чтобы провести музыкальную игру на должном уровне, необходимо составить ее план, в котором определить: дидактическую направленность, развивающие и воспитательные цели, игровой реквизит (наглядность, раздаточные карточки, музыкальные инструменты), ход игры.

“Три кита”. Дидактическая направленность – формирование навыков слушания музыки, умение различать разнохарактерные произведения, в частности, песню, танец, марш.

Развивающая и воспитательная цель – активизация произвольного внимания, укрепление музыкальной памяти, накопление музыкальных впечатлений с целью воспитания интереса к музыкальному искусству, формирование эмоциональной культуры.

Ход игры: учитель начинает игру с интересной, эмоционально насыщенной беседы о бесконечно большом мире человека и музыки, о природе музыкального искусства, о трёх основных типах музыки – песня, танец, марш.

Детям раздаются разноцветные красочно оформленные карточки с соответствующим изображением.

Условия игры следующие: внимательно слушать музыку, которую исполняет учитель различать песню, танец, марш и поднимать соответствующие карточки. Игру желательно проводить между рядами учеников или группами.

“Живой рояль”. Дидактическая направленность-закрепить понятие о звуковысотном соотношении нот, формирование навыков сольфеджирования, коллективного музицирования.

Развивающая и воспитательная цель – развитие мелодического и гармонического слуха, ладового чувства, воспитание эмоциональной культуры, коллективизма, ответственности.

Ход игры: Группе учеников поручает роль “живого рояля”. Учитель – в роли исполнителя. Перед тем, как начать, нужно настроить участников на определенный лад и тональность. Можно спеть с учениками мажорную или минорную гамму от выбранного звука, тоническое трезвучие.

После этого участникам игры раздаются определенные звуки, то есть дети должны запомнить высоту “своих” ступеней лада и по команде учителя правильно и своевременно их воспроизводить. Под руководством учащиеся могут петь звуки как последовательно так и одновременно. Таким образом “живой рояль” может исполнять небольшие мелодии, интервалы и даже аккорды.

Игра «Эхо»

Дидактическая направленность- закрепить понятие «песня», помогает научить детей запоминать слова , петь выразительно, брать дыхание между фразами.
Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать представление о песне.
Ход игрыЯ пропеваю фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью и тд.



Таким образом, внедрение на уроке музыки игрового метода обучения ускоряет развитие у школьников определенных музыкальных способностей – памяти, чувства лада и ритма. Применяя во время педагогической практики на уроках музыки метод игрового обучения, я заметила, что у детей активизируются такие общие психологические процессы как внимание, мышление, эмоционально – образное воображение детей. Кроме того, музыкальные игры, как коллективная форма деятельности учащихся благотворно влияет на формирование характера, волевых качеств, общей эстетической культуры ребенка. Положительный эмоциональный климат, создает игра на уроке, способствует повышению интереса младших школьников к музыке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!