СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование музыки в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие с учителем-дефектологом.

Музыка на занятии у логопеда.

упражнения для развития речи

Просмотр содержимого документа
«Использование музыки в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

























































Использование музыки в работе с детьми, имеющими нарушение речи

В настоящее время в детских образовательных учреждениях отмечается большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т.е. имеющих различные отклонения в развитии: интеллектуальном, эмоцио­нальном, двигательном, речевом и др. Это неоднородная группа дошкольни­ков, которые нуждаются в ранней систематической лечебно-педагогической работе, коррекционная направленность которой предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Основными задачами коррекции психического развития являются:

  1. коррекция отклонений на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального развития ребенка;

  2. профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуаль­ного развития.

Следует выделить три основных направления коррекционной работы:

  1. оптимизация социальной ситуации развития;

  2. развитие и коррекция видов деятельности ребенка;

  3. формирование возрастно-психологических новообразований.



В коррекционной деятельности в процессе музыкального воспитания до­школьников учитываются следующие методологические принципы: принцип единства диагностики и коррекции, принцип личностно-ценностной ориентации воспитания детей с психическим и физическим дезотногенезом, принцип необходимости и достаточности в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с отклонениями в развитии, принцип коррекции "сверху вниз", принцип системности развития, принцип активного вовлечения в коррекционную деятельность родителей и других значимых для ребенка лиц, а также принцип динамичности и гибкости коррекционных технологий обучения.

В практике психокоррекции личности, эмоциональных состояний, черт характера, речевой деятельности и моторной сферы человека широко используется музыка. А.Д. Готсдинер отмечает: "В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека делает музыкотерапию важным средством лечения". Русская музыкотера-пия ведет свое начало с конца XIX века с исследований И.М.Догеля и И.Н.Торханова, которые с помощью плетизмографа обнаружили изменение дыхания и артериального давления в процессе воздействия на человека разной музыки. Цель музыкотерапии, в понимании З.Машура и

С.Матейнова, посредством выразительных специфических средств музыки способствовать улучшению состояния лиц с психическими и соматически­ми отклонениями.

Коррекционные возможности музыки нашли применение и в функ­циональных музыкальных программах, цель которых - устранение негативного влияния монотонных операций, уменьшение прогрессирующей утомляемости и стимулирования работоспособности на протяжении всего рабочего времени. Известно, что воздействие функциональной музыки на человека основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и подчинении заданному ритму.

В последние годы интерес к этой области коррекционной деятельности возрастает, появляются новые плодотворные подходы к ней. Вызывают интерес концепция, цель которой - психоэлевация (возвышение души, повышение уровня личности), который утверждает, что музыка способна полностью сформировать психику детей.

Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телес­ное и духовное воздействие музыки, так как по своей природе он является глубоко "музыкальным существом". Уже стало аксиомой соответствие ритмов процессов, протекающих в человеческом организме, и музыкальных ритмов. Мы, образно говоря, "живем в мире музыки" и способны испыты­вать ее огромное физиологическое и психологическое воздействие. Ученые отмечают интонационную природу нашей речи, которая в эмоциональных различных состояниях обнаруживает тот или иной доминирующий тон, семантически совпадающий с музыкальной тональностью. Сравнивая музыку и речь, мы должны исходить из их общих черт. К таковым, преж­де всего, относится их звуковая основа. И музыка, и речь базируются на звуковых сигналах, используют одни и те же средства переноса и воспри­нимаются одними и теми же органами восприятия акустических сигналов. Многие исследователи считают, что филогенетическая человеческая речь происходит от вокально-певческой основы. Утверждение о первичности музыкальных элементов, музыкального выражения подтверждается и патологическим исчезновением функций. Функции, возникающие на более поздних стадиях развития, в первую очередь подвержены патологическим изменениям. Речь, развивающаяся как одна из последних функций, при функциональных нарушениях мозга более подвержена расстройствам, чем фонация с ее музыкальными элементами. Музыка представляет широкие возможности воздействия на процесс образования речи, так как нарушаются в большинстве случаев музыкальные факторы речи: ритм, мелодия, динамика, просодия, акцент, гармония. Влияние музыки на структуру речи использовалось в различные эпохи, так же как используется и сегодня, особенно в логопедии, в форме активного пения, ритмической декламации, логоритмики, и в музыкально-ритмическом воспитании, музыкально-двигательном воспитании и музыкотерапии.

При речевой патологии часто отмечается неловкость моторики, ха­рактеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью. Это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетания созревания функциональной речедвигательной системы .

Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функ­ционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов наблюдается нарушение и речи, и моторики. Таким образом, музыка, влияя на структуру речи, параллельно изменяет чувство ритма, координацию в области мелкой и общей моторики.

Анализ литературы по проблеме воздействия музыки на человека пока­зал ее актуальность и в настоящее время. Значительно расширились за последнее время границы применения музыки как фактора эмоционального влияния, средства воздействия на волю, интеллект и мышление человека. Особое место занимает проблема лечебного воздействия музыки и ее воспита­тельные свойства. И, конечно, музыка широко применяется как средство коррекции речевой деятельности человека и двигательной сферы.

Таким образом, основными направлениями коррекционной работы по преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений речевой деятель­ности и двигательной сферы средствами музыки мы считаем:

» оптимизацию социальной ситуации развития в процессе музыкального воспитания;

» развитие и коррекцию видов музыкальной деятельности (пение, рецептив­ное восприятие музыки, музыкально-двигательная деятельность: развитие и коррекция общей и мелкой моторики; музыкальная релаксация, двигательная драматизация во время музыки, дыхательные упражнения);

» формирование возрастно-психологических новообразований.

























Литература:

  1. Блинова О. Л. Процесс музыкальной терапии: систематизация и описание основных форм работы //Психологический журнал. - 1998. -3.

  2. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.

  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - М., 1997.

  4. Карабанова О.А. Игра как средство коррекции. - М., 1998.

  5. Лазарев М. Царство звука / Обруч. - 1996. - 3.

б.Машура 3., Матейнов С. Музыкотерапия при заикании. - М., 1987.

  1. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях: Метод, письмо /Под ред. П.Гаврилушкиной. — М., 1987.

  2. Элъконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики интеллектуального развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуально­го развития детей - М., 1981.