1.надпредметный характер;
2.усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
3.¡сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо».( из опыта работы)»
Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)
Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 Г.Чапаевска Самарской обл. Блинова Т.А.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
- Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
- В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
- Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.
Образовательные результаты РКМЧП:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
- с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
Фаза
рефлексии
( reflection ).
Фаза
вызова
(evocation) .
Фазы урока
Фаза
реализации
смысла
(realization
of meaning) .
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы ; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Творчески интерпретируем
информацию
Задаем вопросы
Работаем с текстом
Прогнозируем
Воспринимаем
информацию
ИНФОРМАЦИЯ
Стадия вызова. Деятельность учителя :
- Вызов уже имеющихся знаний;
- Задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
- Информация, полученная на первой стадии, выслушивается,записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.
- - вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
- - систематизируют информацию до ее изучения;
- - задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- - строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- - публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.
Возможные приемы и методы данной фазы
- Составление списка известной информации по вопросу.
- Рассказ-активизация по ключевым словам.
- Систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы.
- Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления. Деятельность учителя :
- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
- Непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм, лекция, материал параграфа),работа ведется индивидуально – парами – группами.
- читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы данной фазы :
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Стадия рефлексии . Деятельность учителя :
- Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации;
- Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально– в парах – группах
- - Соотносят новую информацию со «старой»,используя знания, полученные на стадии осмысления;
- - классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- - своими словами выражают новые идеи и мысли;
- - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
- - анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- - самооценка и самоопределение.
Возможные приемы и методы данной фазы :
- 1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
- 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- 3. Ответы на поставленные вопросы.
- 4. Организация устных и письменных круглых столов.
- 5. Организация различных видов дискуссий.
- 6. Написание творческих работ: пятистишия- синквейны, эссе.
- 7. Исследования по отдельным вопросам темы.
- 8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
Спасибо за внимание!