СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо».( из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.надпредметный характер;

2.усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;

3.¡сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;

Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо».( из опыта работы)»

Использование на уроках русского языка  приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо».  ( из опыта работы)   Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 Г.Чапаевска Самарской обл. Блинова Т.А.

Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)

Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 Г.Чапаевска Самарской обл. Блинова Т.А.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
  • Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
  • В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
  • Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии.
Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения  с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Образовательные результаты РКМЧП:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
  • с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП: надпредметный характер; технологичность; усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей; сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
Фаза  рефлексии  ( reflection ).   Фаза вызова  (evocation) . Фазы урока Фаза  реализации  смысла   (realization of meaning) .

Фаза

рефлексии

( reflection ).

Фаза

вызова

(evocation) .

Фазы урока

Фаза

реализации

смысла

(realization

of meaning) .

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы ; теоретическая и практическая работа  по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:  получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы ; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:  выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом  Прогнозируем  Воспринимаем  информацию  ИНФОРМАЦИЯ

Творчески интерпретируем

информацию

Задаем вопросы

Работаем с текстом

Прогнозируем

Воспринимаем

информацию

ИНФОРМАЦИЯ

Стадия вызова. Деятельность учителя : Вызов уже имеющихся знаний; Задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается,записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.

Стадия вызова. Деятельность учителя :

  • Вызов уже имеющихся знаний;
  • Задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
  • Информация, полученная на первой стадии, выслушивается,записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.
- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме; - систематизируют информацию до ее изучения; - задают вопросы, на которые хотят получить ответы; - строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.; - публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.
  • - вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
  • - систематизируют информацию до ее изучения;
  • - задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
  • - строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;
  • - публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.
Возможные приемы и методы данной фазы Составление списка известной информации по вопросу.  Рассказ-активизация по ключевым словам.  Систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы.  Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Возможные приемы и методы данной фазы

  • Составление списка известной информации по вопросу.
  • Рассказ-активизация по ключевым словам.
  • Систематизация материала (графическая):кластеры, таблицы.
  • Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления. Деятельность учителя : Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм, лекция, материал параграфа),работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления. Деятельность учителя :

  • Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
  • Непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм, лекция, материал параграфа),работа ведется индивидуально – парами – группами.
читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения; делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
  • читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;
  • делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы данной фазы : Методы активного чтения: 1. Маркировка с использованием значков«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа). 2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. 3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Возможные приемы и методы данной фазы :

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии . Деятельность учителя : Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации; Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально– в парах – группах

Стадия рефлексии . Деятельность учителя :

  • Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно- следственных связей между блоками информации;
  • Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально– в парах – группах
- Соотносят новую информацию со «старой»,используя знания, полученные на стадии осмысления; - классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы; - своими словами выражают новые идеи и мысли; - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; - анализируют собственные мыслительные операции и чувства; - самооценка и самоопределение.
  • - Соотносят новую информацию со «старой»,используя знания, полученные на стадии осмысления;
  • - классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
  • - своими словами выражают новые идеи и мысли;
  • - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;
  • - анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
  • - самооценка и самоопределение.
Возможные приемы и методы данной фазы : 1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. 3. Ответы на поставленные вопросы. 4. Организация устных и письменных круглых столов. 5. Организация различных видов дискуссий. 6. Написание творческих работ: пятистишия- синквейны, эссе. 7. Исследования по отдельным вопросам темы. 8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Возможные приемы и методы данной фазы :

  • 1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
  • 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • 3. Ответы на поставленные вопросы.
  • 4. Организация устных и письменных круглых столов.
  • 5. Организация различных видов дискуссий.
  • 6. Написание творческих работ: пятистишия- синквейны, эссе.
  • 7. Исследования по отдельным вопросам темы.
  • 8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!