СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей с общим недоразвитием речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи, происходит постепенно, в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
««Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей с общим недоразвитием речи».»

Консультация

«Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи».


Обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи, происходит постепенно, в игровой форме.

Можно выделить следующие задачи:


  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;

  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;

  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;



Приведу описание символов, наглядных средств и дидактических пособий, применяемых в системе наглядного моделирования при обучении грамоты.

Для обозначения и восприятия гласных звуков.

В русском языке 10 гласных букв, из них 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И.

Для обозначения этих звуков используются 6 картинок и изображением звуковичков в красных костюмчиках, колпачках и ботиночках. Звуковички отличаются между собой положением губ:

«А» - рот звуковичка широко открыт, в виде большого круга

«О» - рот округлен в виде овала, вытянутого вверх-вниз

«У» - рот округлен и вытянут вперед «дудочкой», образует маленький круг

«Ы» - рот растянут в стороны в полуулыбку

«Э» - рот в виде «лежачего» полуовала

«И» - губы в «улыбке».


Далее можно звуковичков заменить символами, обозначающими определенный гласный звук и указывающими на положение губ:



Или такими символами

- большой красный кружок – звук «А»

- маленький красный кружок – звук «У»

- улыбка – звук «И» и.т.д.



Карточка с изображением стрелочки (воздушной струи) без преграды на пути обозначает понятие «Гласный звук»

Жест ладонью – большой палец отдельно от остальных четырех совмещенных вместе в виде «раскрытого клювика» - обозначает тоже «Гласный звук»


Для обозначения согласных звуков.

Используем изображения звуковичков в синих и зеленых костюмчиках, у одних колокольчики на колпачках есть, у других отсутствуют.

Согласный звонкий твердый звук – это звуковичок в синей одежде с колокольчиками

Согласный глухой твердый – это звуковичок в синей одежде без колокольчиков

Согласный звонкий мягкий – в зеленой одежде и с колокольчиком на колпачке

Согласный глухой мягкий – в зеленом без колокольчиков



Карточки схемы для характеристики согласных звуков:

Карточка с изображением стрелочки с вертикальной палочкой (преграда) обозначает понятие «Согласный звук».

Карточка с изображением «кирпичика» - твердый звук, или синий квадрат

Карточка с изображением подушечки – мягкий звук, или зеленый квадрат

Карточка с изображением колокольчика – звонкий звук

Карточка с перечеркнутым колокольчиком – глухой звук


Жесты:

- «сложенные в щепотку пальцы руки» - закрытый клювик – обозначают «Согласный звук»

- «руки сжаты в кулачки» - звук твердый

- «руки под щекой, спим» - звук мягкий



Следующая модель «Звуковые домики»

Используются для выделения качественных признаков согласных и гласных звуков.

Улица гласных звуков

В красный домик – помещаем гласные (А,О,У, Ы, Э) – «Певцы»

В красный домик с улыбочкой на крыше – для гласных И, Е, Е, Ю, Я – «Улыбчивые певцы»



Улица согласных звуков

Домик зеленый с колокольчиком – для звука Й, он всегда мягкий, звонкий

зеленый без колокольчика – для звуков Ч, Щ, они всегда мягкие, глухие

синий с колокольчиком – для звука Ж, он всегда твердый, звонкий

синий без колокольчика – для звуков Ш, Ц, они всегда твердые, глухие

- сине-зеленый домик с колокольчиком – для звуков З, Б, Д, В, М, Н, Л, Р

- сине-зеленый без колокольчика – для звуков С, П, Т, К, Ф


Можно сделать и другую модель звукового домика. Это замок с двумя входами. Первый вход в красную часть замка (для гласных). Он не имеет преграду, вход всегда открыт. И второй вход для согласных в сине – зеленую часть замка. Вход имеет преграду (решетку). Над входом весит колокольчик (он съемный) для обозначения звонкости и глухости.

Модель «Сигнальные блокноты»

Используются для проведения слуховых разминок, игр-молчанок, когда детям предлагается задание, например, определить, какой звук произнесен (гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий), сколько слогов в слове. Дети молча поднимать блокнотик вверх, показывая страничку с необходимым сигналом.

Символы красный, синий, зеленый круг; колокольчик и перечеркнутый колокольчик; цифры «1», «2», «3» - для определения количества слогов.

Для определения позиции звука в слове

Применяются две модели: «Птичка» (из методики «Речецветик») и «Рыбка».

Детям предлагаются модели птички или рыбки, у которых за определенной частью тела закреплена та или другая позиция звука в слове.

Модель «Птичка» разделена условно на 3 части:

- голова – начало слова, крыло – середина слова, хвостик – конец слова

Детям дается задание на определение места соответствующего звука в слове, обозначив его фишкой на определенной части модели.

Для этой же цели используется модель «Звуковые линейки»

Полоска разделена на 3 равные части. Дети фишкой показывают место звука на соответствующей части звуковой линейки.

Для формирования навыка чтения слогов с твердого или мягкого согласного.


Используем карточки – подсказки:

«Диванчик» - на нем сидят гласные И, Е, Е, Ю, Я: они дают команду согласным и те становятся мягкими (читаются мягко)

«Лавочка» - для звуков А, О, У, Ы, Э: дают команду для согласных, читаем их твердо.

Для составления слов можно использовать модель «Разноцветные кружки». Детям даем картинку и кружки синего, зеленого и красного цвета. Просим детей выложить слово разноцветными кружками.

Или наоборот. Выкладываем схему и просим найти картинку с нужным словом. Вместо кружков могут быть любые другие фигуры.

Для формирования умения делить слово на слоги

Можно использовать модель «Домики». Один этаж – однослоговые дома, Два этажа – двуслоговые дома, три этажа – трехслоговые дома.

Детям предлагается расселять картинки по домам. Аналогично могут быть и окна домов.

Для этой же цели используется модель «Веселый поезд». Количество окон в вагоне соответствует количеству слогов в слове.


При подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста, особенно детей с речевыми недостатками, необходимо подбирать игры и задания, которые решали бы задачи не только развития фонематического восприятия, но и звукопроизношения, формирования лексико-грамматических средств языка. Метод наглядного моделирования наилучшем образом подходит для этой цели. Вначале педагог предлагает сам модель, а затем может предложить детям придумывать модели самим.

Удачи в работе!

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!