Консультация
«Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи».
Обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи, происходит постепенно, в игровой форме.
Можно выделить следующие задачи:
знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
Приведу описание символов, наглядных средств и дидактических пособий, применяемых в системе наглядного моделирования при обучении грамоты.
Для обозначения и восприятия гласных звуков.
В русском языке 10 гласных букв, из них 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И.
Для обозначения этих звуков используются 6 картинок и изображением звуковичков в красных костюмчиках, колпачках и ботиночках. Звуковички отличаются между собой положением губ:
«А» - рот звуковичка широко открыт, в виде большого круга
«О» - рот округлен в виде овала, вытянутого вверх-вниз
«У» - рот округлен и вытянут вперед «дудочкой», образует маленький круг
«Ы» - рот растянут в стороны в полуулыбку
«Э» - рот в виде «лежачего» полуовала
«И» - губы в «улыбке».
Далее можно звуковичков заменить символами, обозначающими определенный гласный звук и указывающими на положение губ:
Или такими символами
- большой красный кружок – звук «А»
- маленький красный кружок – звук «У»
- улыбка – звук «И» и.т.д.
Карточка с изображением стрелочки (воздушной струи) без преграды на пути обозначает понятие «Гласный звук»
Жест ладонью – большой палец отдельно от остальных четырех совмещенных вместе в виде «раскрытого клювика» - обозначает тоже «Гласный звук»
Для обозначения согласных звуков.
Используем изображения звуковичков в синих и зеленых костюмчиках, у одних колокольчики на колпачках есть, у других отсутствуют.
Согласный звонкий твердый звук – это звуковичок в синей одежде с колокольчиками
Согласный глухой твердый – это звуковичок в синей одежде без колокольчиков
Согласный звонкий мягкий – в зеленой одежде и с колокольчиком на колпачке
Согласный глухой мягкий – в зеленом без колокольчиков
Карточки схемы для характеристики согласных звуков:
Карточка с изображением стрелочки с вертикальной палочкой (преграда) обозначает понятие «Согласный звук».
Карточка с изображением «кирпичика» - твердый звук, или синий квадрат
Карточка с изображением подушечки – мягкий звук, или зеленый квадрат
Карточка с изображением колокольчика – звонкий звук
Карточка с перечеркнутым колокольчиком – глухой звук
Жесты:
- «сложенные в щепотку пальцы руки» - закрытый клювик – обозначают «Согласный звук»
- «руки сжаты в кулачки» - звук твердый
- «руки под щекой, спим» - звук мягкий
Следующая модель «Звуковые домики»
Используются для выделения качественных признаков согласных и гласных звуков.
Улица гласных звуков
В красный домик – помещаем гласные (А,О,У, Ы, Э) – «Певцы»
В красный домик с улыбочкой на крыше – для гласных И, Е, Е, Ю, Я – «Улыбчивые певцы»
Улица согласных звуков
Домик зеленый с колокольчиком – для звука Й, он всегда мягкий, звонкий
зеленый без колокольчика – для звуков Ч, Щ, они всегда мягкие, глухие
синий с колокольчиком – для звука Ж, он всегда твердый, звонкий
синий без колокольчика – для звуков Ш, Ц, они всегда твердые, глухие
- сине-зеленый домик с колокольчиком – для звуков З, Б, Д, В, М, Н, Л, Р
- сине-зеленый без колокольчика – для звуков С, П, Т, К, Ф
Можно сделать и другую модель звукового домика. Это замок с двумя входами. Первый вход в красную часть замка (для гласных). Он не имеет преграду, вход всегда открыт. И второй вход для согласных в сине – зеленую часть замка. Вход имеет преграду (решетку). Над входом весит колокольчик (он съемный) для обозначения звонкости и глухости.
Модель «Сигнальные блокноты»
Используются для проведения слуховых разминок, игр-молчанок, когда детям предлагается задание, например, определить, какой звук произнесен (гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий), сколько слогов в слове. Дети молча поднимать блокнотик вверх, показывая страничку с необходимым сигналом.
Символы красный, синий, зеленый круг; колокольчик и перечеркнутый колокольчик; цифры «1», «2», «3» - для определения количества слогов.
Для определения позиции звука в слове
Применяются две модели: «Птичка» (из методики «Речецветик») и «Рыбка».
Детям предлагаются модели птички или рыбки, у которых за определенной частью тела закреплена та или другая позиция звука в слове.
Модель «Птичка» разделена условно на 3 части:
- голова – начало слова, крыло – середина слова, хвостик – конец слова
Детям дается задание на определение места соответствующего звука в слове, обозначив его фишкой на определенной части модели.
Для этой же цели используется модель «Звуковые линейки»
Полоска разделена на 3 равные части. Дети фишкой показывают место звука на соответствующей части звуковой линейки.
Для формирования навыка чтения слогов с твердого или мягкого согласного.
Используем карточки – подсказки:
«Диванчик» - на нем сидят гласные И, Е, Е, Ю, Я: они дают команду согласным и те становятся мягкими (читаются мягко)
«Лавочка» - для звуков А, О, У, Ы, Э: дают команду для согласных, читаем их твердо.
Для составления слов можно использовать модель «Разноцветные кружки». Детям даем картинку и кружки синего, зеленого и красного цвета. Просим детей выложить слово разноцветными кружками.
Или наоборот. Выкладываем схему и просим найти картинку с нужным словом. Вместо кружков могут быть любые другие фигуры.
Для формирования умения делить слово на слоги
Можно использовать модель «Домики». Один этаж – однослоговые дома, Два этажа – двуслоговые дома, три этажа – трехслоговые дома.
Детям предлагается расселять картинки по домам. Аналогично могут быть и окна домов.
Для этой же цели используется модель «Веселый поезд». Количество окон в вагоне соответствует количеству слогов в слове.
При подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста, особенно детей с речевыми недостатками, необходимо подбирать игры и задания, которые решали бы задачи не только развития фонематического восприятия, но и звукопроизношения, формирования лексико-грамматических средств языка. Метод наглядного моделирования наилучшем образом подходит для этой цели. Вначале педагог предлагает сам модель, а затем может предложить детям придумывать модели самим.
Удачи в работе!
5