МБУ ДО г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»
Педагог дополнительного образования Малофеева Венера Вагизовна
Тема: «Использование национально – регионального компонента на занятиях декоративно – прикладного искусства. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В Федеральном законе «Об образовании РФ» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, культурных и экономических особенностей региона, национального родного языка, национальных традиций и национальной литературы. Региональный компонент является составной частью образования. Поэтому в образовательную программу включены темы по национально-региональному воспитанию. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству.
Инновационный опыт актуальный на сегодняшний день и обусловлен многими факторами, среди них необходимость: воспитания патриотов своей Родины, расширения знаний истории и культуры своего народа, приобщения детей к духовной культуре, воспитания человека с активной гражданской позицией, формирования чувства преданности, привязанности и любви к своей Родине. Своей задачей в части реализации регионального компонента, педагог ставит - научить учащихся быть привязанным к чему-то, расширить знания в различных областях, научить быть ответственным в своих делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживать вообще, как человеческому чувству.
Приобщение детей к изучению своего родного края, места, где родился и вырос человек, к исследованию любимого города Ульяновска, чем он богат, чем мы гордимся и что ценим, педагог считает основной задачей. Педагогом проводятся тематические беседы об истории родного края, о достопримечательностях, памятных местах, о знаменитых людей. Посещение музеев, парков, скверов нашего города, организация конкурсов, мастер классов и выставок по теме родного края – стали традиционными делами детского объединения в деле патриотического воспитания. Работа педагога с детьми по исследовательскому направлению помогает детям активно и самостоятельно приобретать и усваивать знания, почувствовать свою причастность к истории и культуре родной земли, расширять свой кругозор, помогает стать достойным наследником лучших традиций своей земли и своего народа. Нашей последней коллективной исследовательской работой была под названием «Памятники нашего города». Было собрано много материала в течение нескольких месяцев. Сделаны фотографии, выполнены рисунки, каждый участник подготовил реферат или сочинение по памятникам города. Шла активная работа, постоянно советовались и совещались между собой, с педагогом, исправляли ошибки, корректировали собранный материал. В итоге получилась интересная исследовательская творческая работа. Дети получили огромный опыт, удовольствие, радость и гордость за свою проделанную работу и конечно же знания о родном городе.
Сегодня главная цель образовательного процесса — формирование учащихся с активной гражданской позицией, патриота, знающего и уважающего культуру и историю своего народа. Немыслимо воспитать такого человека без учёта региональных условий. Д. С. Лихачёв говорил о том, что любовь к родному краю, знание его истории является «основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Поэтому переоценить значение приобщения детей к традиционной народной культуре нельзя. Ведь в народных обрядах, сказках и песнях воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия и богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Это бесценный кладезь формирования мировоззрения и этнокультурного, национального и исторического самосознания.
Выстраивая систему занятий, связанных с прикладным творчеством мы часто обращаемся к искусству русского народа. При реализации программы происходит приобщение детей к ценностям и традициям народной культуры, современному искусству, формирование нравственно-личностных качеств, раскрытие творческих способностей каждого обучающегося. Ведущей педагогической идеей проводимой работы является: включение в содержание образовательной программы художественной направленности «Лоскутная мозаика» разделов – «Лоскутное шитьё» и «Шитьё народных кукол». На занятиях происходит знакомство с традиционными обрядами и обычаями жизни людей в старину, изучение истории традиционной народной куклы - игрушки с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнической педагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну. Возрождение умений и навыков изготовления рукотворной тряпичной куклы направлено на сохранение национальных традиций и развитие отечественной культуры по работе, так как происходящие изменения в обществе требуют отражения новых идей и обновленных форм в учебных программах, подвигающих детей на различные идеи, сочетая старинные традиции с новыми технологиями и материалами. Это способствует высказыванию оригинальных идей, творить что-то новое и неоднозначное восприятие вещей. В детском объединении, при ознакомлении детей с народной тряпичной куклой через обряды, традиции и декоративно-прикладное творчество создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. На своих занятиях, кроме изучения истории о народных куклах и их изготовления, педагог также проводит интеллектуальные – игровые занятия, проводятся мастер-классы для детей и их родителей. Дети активно принимают участие в организации тематических выставок, на конкурсах различного уровня, за что у нас огромная коллекция грамот и дипломов.
В заключении хочется отметить, что способ передачи знаний и практического опыта познания окружающего людей мира, это важнейшие средства развития человеческого разума и опыта воспитания детей. Краеведческая, поисковая, исследовательская работа раскрывает перед детьми многообразие знаний, мыслей, идей, воспитывает, любовь к своему городу, Родине, вызывает чувство патриотизма, гордость за знаменитых и замечательных людей прошлого и настоящего. Путь возрождения и передачи народных традиций и опыта воспитания детей является воспитательным потенциалом приобщения к добру, мудрости, красоте.
Литература:
1. Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018.
2. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014.
3. Качанова И.А. «История народной куклы». Научно-методический журнал №1 2009г. – С 1-5
4. Лубнина Н.В. «Крестьянская кукла. Народная игрушка», Научно-методический журнал №1, 2009г. – С 13-19
5. Шлейкова Н.Ю. «Добрые игрушки», 2012г.- 132с
6.Интернет-ресурс: vashobereg.ru›kukly/blagopoluchnitsa, obereginfo.ru› kukly/obereg-blagopoluchnitsa
7. Интернет ресурс: syl.ru›article/304535/narodnyie…narodnaya-kuklа
. http://www. citatnica.ru› Цитаты Лихачев Д.С (100 цитат)