Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 352 города Донецка»
«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми ОВЗ
в условиях внедрения ФОП ДО»
Доклад
«Использование нейропсихологических приемов
в коррекционной работе с детьми ОВЗ»
Дата проведения: 23.08.2024г.
Подготовил:
Пономарева Е.С., педагог-психолог
высшей категории
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, учителей-логопедов, педагога – психолога.
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
Почему применяю именно нейропсихологию?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:
1. Развитие мелкой моторики (шнуровка, игры с прищепками, застегивание пуговиц).
2. Глазодвигательные упражнения.
Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.
Цель: помогает расширить объём зрительного восприятия и влияет на функции речи, внимания и памяти. Тонизируются мышцы, управляющие движением глаз, активизируется кровообращение, снижается умственное утомление.
3. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения «Кулак, ребро, ладонь, самомассаж ушных раковин.
Цель: развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
4. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
Примеры функциональных упражнений.
- «Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Воспитатель встает у одной стены помещения, дети — у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому дети останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
- «Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.
- Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.
5. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Примеры коммуникативных упражнений.
- Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
- «Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
- Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Воспитатель каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
Психофизиологическая готовность
|
1. Филиппинский тест
2. Тест руки
3. Методика «Проба на пальцевой праксис»
4. Методика «Дорожка»
|
1.Уровень развития мелкой моторики
2. Зрительно-моторная координация
3. Зрительное и слуховое восприятие
|
- Филиппинский тест
Инструкция. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой (рисунок 1).
- Тест руки
Инструкция. Сядьте за столик напротив ребенка. Попросите его протянуть вам одну руку. Закройте от него ладошку и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой коснитесь пальцев протянутой руки ребенка. Попросите его на другой руке показать (выбросить) тот палец, которого вы коснулись.
- Методика «Проба на пальцевой праксис»
Цель: выявление уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Инструкция: Ребенка просят выполнить задание по зрительному образцу:
• соедини 1 и 2 пальцы в кольцо, остальные выпрямлены ("O-KEY")
• сожми пальцы в кулак и вытяни 2 и 3 пальцы - «зайчик» (или «победа»)
• покажи 2–м и 3-м пальцами «козу-дерезу»
Задание выполняется двумя руками поочередно. Вначале ребенок выполняет это задание ведущей рукой.
Методика «Дорожка»
Цель: определение уровня развития зрительно-моторной координации.
Инструкция: Ребенку дается тестовый бланк с нарисованными дорожками и простой карандаш. Ему предлагается нарисовать непрерывную линию по середине между нарисованными линиями, не отрывая карандаш от бумаги и не поворачивая лист. Нарисованная ребенком линия не должна задевать края дорожки.
Процесс выполнения задания контролируется взрослым. Ребенку не позволяется поворачивать лист, так как при повороте листа горизонтальные линии становятся вертикальными.

Список используемой литературы:
1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.
2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.
5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.
6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.
12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
13. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».