СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

 

Предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

«Рука – это вышедший наружу головной мозг»,- говорил философ, педагог Эммануил Кант. Но он скорее подытожил то, что наши предки знали всегда.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.

В Японии для достижения этих же целей широко используются упражнения с грецкими орехами и шестигранными карандашами.

В Индии существует разработанная йогами гимнастики пальцев и кистей рук – это хасты и мудры (сложение пальцев рук определённым образом для замыкания определённых энергетических каналов для оздоровления организма).

Мудрые корейцы нашли на ладонях и стопах точки, которые отвечают за работу практически всех органов.

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий

Задачи:

Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Коррекция и развитие речевых способностей детей

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Ожидаемый результат

Результатом работы по данному проекту должно стать:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами ручной умелости.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра, именно с её помощью мы развиваем, обучаем и воспитываем детей. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать им новые варианты использования. Такие игры и упражнения мы предлагаем вашему вниманию.

 

Просмотр содержимого документа
««Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»»

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Актуальность темы: Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Актуальность темы:

  • Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
 Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы. Систематические занятия, требующие тонких движений пальце, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы. Систематические занятия, требующие тонких движений пальце, необходимые для будущего овладения письмом, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокий уровень развития речи и познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Теоретические основы проекта Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 Прищепа С. Р., Коняхина Т. И. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал

Теоретические основы проекта

  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
  • Прищепа С. Р., Коняхина Т. И. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2005
  • Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=412942 (08.02.2011 ).
Ткаченко Т.А.
  • Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Андреева, М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 92-99.
  • Артемьева И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 31-35
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
  • 2.Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – 2-3 изд., испр. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда). Кузнецова, М. Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.

Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – 2-3 изд., испр. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

Кузнецова, М. Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.

Цель проекта Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; Коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Цель проекта

  • Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; Коррекция и развитие двигательных и речевых способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи проекта Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы . Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.   Коррекция и развитие речевых способностей детей

Задачи проекта

  • Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .
  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  •   Коррекция и развитие речевых способностей детей
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий; Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Развивать творческую активность, пространственное мышление,
  • фантазию.
  • Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
  • предметно-практических действий;
  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Принципы реализации проекта принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме; принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.

Принципы реализации проекта

  • принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.
принцип оздоровительной направленности - на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка; принцип коммуникативности - создание атмосферы для речевого развития и доброжелательного общения детей.
  • принцип оздоровительной направленности - на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
  • принцип коммуникативности - создание атмосферы для речевого развития и доброжелательного общения детей.
Ожидаемый результат Результатом работы по данному проекту должно стать: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту. Овладение разными видами ручной умелости. Овладение приемами работы с разными инструментами. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности. Овладение нормами речи, этики поведения.

Ожидаемый результат

  • Результатом работы по данному проекту должно стать:
  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
  • Овладение нормами речи, этики поведения.
Сроки  работы над проектом В ходе реализации «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» мы ощутили недостаток практического наполнения программы играми и упражнениями на развитие мелкой моторики. Изучив литературу и практический опыт по данной теме, мы стали подбирать, изготавливать и предлагать детям игры и упражнения по актуальным лексическим темам недели. Таким образом, работа над проектом началась в сентябре 2018 года и продолжается до настоящего момента. Срок окончания проекта – июнь 2018года. Промежуточные итоги проекта позволяют нам сделать вывод об эффективности выбранного направления работы.

Сроки работы над проектом

  • В ходе реализации «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» мы ощутили недостаток практического наполнения программы играми и упражнениями на развитие мелкой моторики. Изучив литературу и практический опыт по данной теме, мы стали подбирать, изготавливать и предлагать детям игры и упражнения по актуальным лексическим темам недели. Таким образом, работа над проектом началась в сентябре 2018 года и продолжается до настоящего момента. Срок окончания проекта – июнь 2018года. Промежуточные итоги проекта позволяют нам сделать вывод об эффективности выбранного направления работы.
Учебно - тематическое планирование Работа над проектом ведется как на занятиях, так и в повседневной жизни и включают в себя: массаж кистей рук; игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики; игры на коррекцию и развитие познавательных процессов; вырезывание ножницами; игры и действия с мелкими предметами и конструкторами ;

Учебно - тематическое планирование

  • Работа над проектом ведется как на занятиях, так и в повседневной жизни и включают в себя:
  • массаж кистей рук;
  • игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики;
  • игры на коррекцию и развитие познавательных процессов;
  • вырезывание ножницами;
  • игры и действия с мелкими предметами и конструкторами ;

узнавать предметы на ощупь; работа с крупой, фасолью, горохом, песком и др. природными материалами; нанизывание различных предметов; выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян, пластиковых трубочек и др.предметов; конструирование, лепка, аппликация и рисование в нетрадиционных техниках; развитие графических навыков.
  • узнавать предметы на ощупь;
  • работа с крупой, фасолью, горохом, песком и др. природными материалами;
  • нанизывание различных предметов;
  • выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян, пластиковых трубочек и др.предметов;
  • конструирование, лепка, аппликация и рисование в нетрадиционных техниках;
  • развитие графических навыков.
  Виды деятельности   Игровая деятельность. Познавательно-речевая деятельность . Коммуникативная деятельность. Самостоятельная деятельность Трудовая деятельность

Виды деятельности

  • Игровая деятельность.
  • Познавательно-речевая деятельность .
  • Коммуникативная деятельность.
  • Самостоятельная деятельность
  • Трудовая деятельность
Диагностика уровня развития мелкой моторики Первым этапом работы стала диагностика уровня развития мелкой моторики. Эта работа проводилась в сентябре и помогла определить основные направления и объем предполагаемой работы. Диагностический инструментарий разрабатывался на основе рекомендаций методико-педагогической литературы (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 . Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)

Диагностика уровня развития мелкой моторики

  • Первым этапом работы стала диагностика уровня развития мелкой моторики. Эта работа проводилась в сентябре и помогла определить основные направления и объем предполагаемой работы. Диагностический инструментарий разрабатывался на основе рекомендаций методико-педагогической литературы (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 . Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.)
Диагностика уровня развития мелкой моторики включала в себя следующее:   СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  Цель :проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель :выявить способность сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Цель :выявить уровень сформированности тактильных ощущений.

Диагностика уровня развития мелкой моторики включала в себя следующее:

  • СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ  Цель :проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель :выявить способность сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
  • ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ Цель :выявить уровень сформированности тактильных ощущений.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Цель: выявить уровень согласования движений «глаз-рука», логоритмических навыков. ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Цель: выявить умение детей ориентироваться на листе бумаги, удерживать карандаш в правильном положении, вести непрерывную линию
  • КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Цель: выявить уровень согласования движений «глаз-рука», логоритмических навыков.
  • ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Цель: выявить умение детей ориентироваться на листе бумаги, удерживать карандаш в правильном положении, вести непрерывную линию
  Тематическое планирование.    Сентябрь – изучение методической литературы по теме проекта, составление плана работы, наблюдение за деятельностью детей.

Тематическое планирование.

  • Сентябрь – изучение методической литературы по теме проекта, составление плана работы, наблюдение за деятельностью детей.
Октябрь . Лексическая тема «Осень» («Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дары осени», «Птицы») Игры «Гирлянда из листьев», «Чей птенец»,упражнение «Осенние силуэты».
  • Октябрь . Лексическая тема «Осень» («Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Дары осени», «Птицы») Игры «Гирлянда из листьев», «Чей птенец»,упражнение «Осенние силуэты».
Ноябрь. Лексическая тема «Профессии». Игры «Салон красоты», «Резиночки», «Авторалли». Упражнение «Радуга», тренажер «Сосчитай»
  • Ноябрь. Лексическая тема «Профессии». Игры «Салон красоты», «Резиночки», «Авторалли». Упражнение «Радуга», тренажер «Сосчитай»
Декабрь. Лексическая тема «Зима». («Дикие и домашние животные зимой», «Новогодний праздник»). Игры «Чей хвост?», «Кто что есть», «Наряди елку». Упражнение – шнуровка «Снежинки», «Животные»
  • Декабрь. Лексическая тема «Зима». («Дикие и домашние животные зимой», «Новогодний праздник»). Игры «Чей хвост?», «Кто что есть», «Наряди елку». Упражнение – шнуровка «Снежинки», «Животные»
В настоящие время работа над проектом продолжается, подбираются новые игры и упражнения, усложняются и модернизируются имеющиеся наработки.

В настоящие время работа над проектом продолжается, подбираются новые игры и упражнения, усложняются и модернизируются имеющиеся наработки.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!