СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжёлые речевые нарушения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической работе с детьми с ОВЗ»



















Групповая консультация

«Использование нетрадиционных методов и приёмов

в логопедической работе с детьми с ОВЗ»


























Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжёлые речевые нарушения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказка-, изо-, пескотерапия и др). Остановимся на нетрадиционных методах и приемах, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные в логопедической практике.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. Кинезиологические упражнения («зарядка для мозга») – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: логопедическая ритмика; артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; различные тренажёры; корригирующие позы. На логопедических занятиях используются тренажёры: «Дорожки», «Бабочки», упражнения «Назови и покажи».

Музыкально-ритмические упражнения. Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика. Одним из таких средств являются логопедические музыкально – игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.

Еще одной нетрадиционной технологией является Су –Джок терапия. В переводе с корейского языка означает "Су " – кисть, "Джок" – стопа. В коррекционной работе используется массажный шарик Су- Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца. Существует несколько приемов Су-Джок терапии:

- массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

− массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Су - Джок терапия, позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Хромотерапия (цветотерапия) — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, одни цвета приятны для глаз, успокаивают или бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Дети с ОВЗ очень восприимчивы к многоцветью нашего мира. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей, а дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Работа с цветом способствует решению многих коррекционных задач:

- автоматизировать и дифференцировать звуки;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать правильное дыхание.

А также:

- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

- знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Цветовой игротренинг в логопедии – это комбинация игровых упражнений, связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются речевые навыки.

Приведу несколько примеров по применению элементов хромотерапии на логопедических занятиях с дошкольниками с ТНР.

Дыхательная гимнастика. Цель: развитие правильного речевого дыхания.

Игра «Дышим цветом»

- дышим как «синее море»: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей;

- дышим, как «жаркое желтое солнце»: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта;

- дышим, как спокойное «зеленое поле»: рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос.

Пособия: «Умные камешки» (марблс), «Цветные лупы» (согласование существительного с прилагательным; автоматизация звуков: жёЛтый стоЛ, краСный лиС, зеЛёный самоЛёт, кРасный Рак и т. д. (цвет в зависимости от звука).

Сенсорная коробка - универсальное многофункциональное пособие, применяемое в различных направлениях логопедической работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи от трех до семи лет. На первый взгляд, их главное предназначение – развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, однако, используя это пособие, мы решаем множество других задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведём работу по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители приятны на ощупь, а предметное содержание вызывают интерес. Сенсорные коробки могут использоваться так же и как средство для налаживания эмоционального контакта с детьми младшего возраста на первых занятиях, и для активизации речевой деятельности у детей с алалией. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста и диагноза ребенка, и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.

Таким образом, использование различных нетрадиционных методов и приёмов в дополнение к традиционным делают логопедические занятия для ребёнка с ОВЗ динамичными, эмоционально приятными, неутомительными и разнообразными, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют, а именно:

- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;

- ребёнок запоминает большое количество речевого материала;

- активизируются и восстанавливаются ВПФ.









Список литературы

1.Методика А.А Уманской. (А.В. Гордеева. Реабилитационная педагогика, учебное пособие для ВУЗов, г. Москва, Академический Проект. 2005г)

2.Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе  Логопед, № 6, 2004.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
4. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»  Логопед. N1, 2012. 

5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009г.  

6. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: массаж карандашами. 2005г.
7. Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников. 2004г.