Групповая консультация
«Использование нетрадиционных методов и приёмов
в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжёлые речевые нарушения. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказка-, изо-, пескотерапия и др). Остановимся на нетрадиционных методах и приемах, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные в логопедической практике.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. Кинезиологические упражнения («зарядка для мозга») – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии: логопедическая ритмика; артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; различные тренажёры; корригирующие позы. На логопедических занятиях используются тренажёры: «Дорожки», «Бабочки», упражнения «Назови и покажи».
Музыкально-ритмические упражнения. Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика. Одним из таких средств являются логопедические музыкально – игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.
Еще одной нетрадиционной технологией является Су –Джок терапия. В переводе с корейского языка означает "Су " – кисть, "Джок" – стопа. В коррекционной работе используется массажный шарик Су- Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца. Существует несколько приемов Су-Джок терапии:
- массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
− массаж эластичным кольцом. Все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Су - Джок терапия, позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Хромотерапия (цветотерапия) — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, одни цвета приятны для глаз, успокаивают или бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Дети с ОВЗ очень восприимчивы к многоцветью нашего мира. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей, а дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Работа с цветом способствует решению многих коррекционных задач:
- автоматизировать и дифференцировать звуки;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать правильное дыхание.
А также:
- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
- знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
Цветовой игротренинг в логопедии – это комбинация игровых упражнений, связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются речевые навыки.
Приведу несколько примеров по применению элементов хромотерапии на логопедических занятиях с дошкольниками с ТНР.
Дыхательная гимнастика. Цель: развитие правильного речевого дыхания.
Игра «Дышим цветом»
- дышим как «синее море»: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей;
- дышим, как «жаркое желтое солнце»: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта;
- дышим, как спокойное «зеленое поле»: рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос.
Пособия: «Умные камешки» (марблс), «Цветные лупы» (согласование существительного с прилагательным; автоматизация звуков: жёЛтый стоЛ, краСный лиС, зеЛёный самоЛёт, кРасный Рак и т. д. (цвет в зависимости от звука).
Сенсорная коробка - универсальное многофункциональное пособие, применяемое в различных направлениях логопедической работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи от трех до семи лет. На первый взгляд, их главное предназначение – развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, однако, используя это пособие, мы решаем множество других задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведём работу по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Дети с удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители приятны на ощупь, а предметное содержание вызывают интерес. Сенсорные коробки могут использоваться так же и как средство для налаживания эмоционального контакта с детьми младшего возраста на первых занятиях, и для активизации речевой деятельности у детей с алалией. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста и диагноза ребенка, и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.
Таким образом, использование различных нетрадиционных методов и приёмов в дополнение к традиционным делают логопедические занятия для ребёнка с ОВЗ динамичными, эмоционально приятными, неутомительными и разнообразными, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют, а именно:
- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;
- ребёнок запоминает большое количество речевого материала;
- активизируются и восстанавливаются ВПФ.
Список литературы
1.Методика А.А Уманской. (А.В. Гордеева. Реабилитационная педагогика, учебное пособие для ВУЗов, г. Москва, Академический Проект. 2005г)
2.Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе Логопед, № 6, 2004.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
4. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Логопед. N1, 2012.
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009г.
6. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: массаж карандашами. 2005г.
7. Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников. 2004г.