Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи
На современном этапе развития образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах, используя различные методы и приемы. В работе с детьми необходимо сочетать традиционный опыт обучения и коррекции с использованием новых инновационных технологий.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющим нарушения речи.
В своей работе использую разные виды арттерапии: куклотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, пескотерапию. Данные виды терапии способствуют повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей, повышают работоспособность, улучшают психические процессы.
Для развития моторики, тактильных ощущений, эстетического вкуса и художественного воображения использую бумагопластику. Бумагопластика – это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок. В результате каждая поделка приобретает индивидуальность.
При работе с бумагой дети знакомятся со следующими техниками: аппликация, торцевание, квилинг.
Аппликация – это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, высушенных листьев, бисера, страз, бумажных салфеток и т.д.
Торцевание – этот вид бумажного творчества, аппликативная мозаика, создаваемая из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Квилинг – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретают новые знания, навыки, умения, но и решают задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В процессе ручного труда развивается координация движений руки и глаза, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма. Труд – важнейшее средство формирования нравственно–волевых качеств.
Работа над композициями из бумаги способствует формированию ручных умений, развивает мелкую моторику рук, глазомер, цветоощущение, даёт детям новое средство самовыражения и создаёт основу для дальнейшего творческого развития. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов побуждают детей говорить, порождают речевой диалог, общение.
Бумагопластика - это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, положительно влиять на психическое здоровье ребенка.
В своей работе применяю Су-Джок терапию. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. На фоне комплексной логопедической помощи Су-Джок терапия оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка.
В педагогической практике применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.)
Применяемые на уроках информационно-коммуникативные технологий усиливают положительную мотивацию обучения, позволяют решить одну из важнейших задач – повышение качества знаний. Одной из форм современных интерактивных технологий, применяемых на уроках, является использование мультимедийных учебников. Работая с электронной версией альбома «Произношение. Мир звуков», мы создаем положительную мотивацию к изучению нового материала, активизируем эмоционально-волевую сферу обучающихся, усиливаем коррекционный эффект урока. Красочность и яркость преподносимого материала, мобильные схемы и графики, речевое сопровождение способствуют повышению качества процесса обучения и коррекции речи.
Использование интерактивной доски на уроках позволяет сделать их ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся, она позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.
Все обучающиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют активность на уроках. Данный вид работы помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, обучающиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера.
К наиболее эффективным формам представления материала, позволяющим повысить качество знаний, относятся и мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, она приводит к целому ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения материала; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор учащихся; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; повышает качество знаний.
Применение в работе данных методов повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, способствует активизации речевой деятельности обучающихся.