Использование нетрадиционных приёмов и инновационных технологий в процессе коррекции речи младших школьников с умственной отсталостью
Инновационные технологии и нетрадиционные методы в настоящее время являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с умственной отсталостью, имеющими нарушения речи. Использование в логопедической работе инновационных технологий и нетрадиционных методовнаряду с традиционными, позволяет усовершенствовать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более эффективным и увлекательным.
С целью повышения эффективности коррекционного процесса и мотивации у обучающихся с умственной отсталостью, мной были апробированы и введены в логопедическую практику следующие инновационные технологии и нетрадиционные приёмы:
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
Применение биоэнергопластики способствует развитию кинестетических ощущений органов артикуляции, формированию координации движений мелкой моторики, активизации соседних отделов мозга отвечающих за речь, усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга.
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики эффективно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. При обучении детей используются различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.Для проведения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики мной были оформлены специальные карточки. Всё это значительно повышает интерес младших школьников с умственной отсталостью к логопедическим занятиям.
Образец карточек артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики
Су-джок терапию применяю на логопедических занятиях с целью стимулирования речевой области в коре головного мозга, развитию моторики. Вот некоторые примеры использования су-джок в коррекционном процессе: массаж мячиком или кольцом с проговариванием использую при автоматизации звуков, отстукивание ритмов, использование в играх на развитие фонематического восприятия и анализа (дотронуться до шарика, услышав заданный звук; взять столько мячиков, сколько раз услышишь заданный звук и т.д.), использование в играх по развитию лексико-грамматического строя, на этапе обучении грамоте и при коррекции оптической дисграфии (написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола) и т.д.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов использования су-джок позволяетповысить качество коррекционной работы, способствует развитию речи, а так же вызывает интерес у детей и снижает их утомляемость.
Образец карточек су-джок
Песочная терапияпозволяет одновременно решать сразу несколько задач диагностики, коррекции и развития речи.
Варианты игр с песком многообразны и используются мной, как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях. Применение песочной терапии способствует развитию связной речи и лексико-грамматического строя, помогает в изучении букв, в освоении навыков чтения и письма, развивает мелкую моторику, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, позволяет развивать фонематические процессы, помогает освоить навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Логопедические игры с песком на занятиях с младшими школьниками с умственной отсталостью являются достаточно эффективными. Они вызывают положительные эмоции и успешно сочетаются с другими видами коррекционной работы.
Примеры игр с песком:
Поиск и прятки фигурок с заданным звуком
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам произнося автоматизируемый звук
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово
Деление слов напечатанных на песке слов на слоги
Придумать по количеству полосок слово
Написание на песке букв, слогов, слов
Дописать элемент буквы
Дорисовывать картинку и придумать предложение
Прятать руки в песок, услышав заданный звук
Разложить найденные фигурки с дифференцируемыми звуками в разные стороны
Поиск и проговаривание предметов с дифференцируемыми звуками
Сочинение рассказа с найденными фигурками
Рисование на песке с проговариванием речевого материала
Элементы музыкотерапииуспокаивающе действуют на нервную систему. На логопедических занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:
Прослушивание музыкальных произведений
Ритмические движения под музыку
Сочетание музыки с работой по развитию моторики
Проведение физминуток и рефлексии под музыку
Речевые попевки
Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение
Данные приёмы нормализуют нейродинамические процессы коры головного мозга, стимулируют слуховое восприятие, развивают просодическую сторону речи, улучшают общее состояние детей.
Элементы сказкотерапии – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Использование сказкотерапии позволяет создать на занятии благоприятный психологический климат, обогатить эмоционально-чувственную сферу ребёнка, совершенствовать коммуникативные навыки.
Особенную роль в логопедической деятельности играют различные виды логосказок: артикуляционной, пальчиковых, лексико-грамматических, сказки для обучения грамоте, сказки по развитию связной речи.
Обучающиеся также с удовольствием включаются в процесс сочинения логопедических сказок.
В атмосфере сказки дети проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
П
ример артикуляционной сказки, сочинённой обучающимся
Некоторые примеры игр и упражнений с использованием сказкотерапии:
Произнести фразу из сказки на одном выдохе
Сочинение сказок по картинкам, по началу, по кругу
Игры драматизации
Медитация на сказку
Мимическая гимнастика (изображение эмоций и настроения сказочных героев)
Выделение слов из сказки с заданным звуком
Подбор действий к сказочным персонажам
Подбор эпитетов к сказочному герою
Называние слов-признаков, слов-действий из сказки
Умение сочинять сказку по одному слову.Слово пишется на доске. Каждую букву «расшифровываем» и сочиняем сказку
Рассказывание сказки по слогам
В процессе логопедической коррекции активно применяю приёмы самомассажа. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж можно проводить как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.При проведение пальцевого самомассажа широко использую различный нестандартный материал шишки, карандаши, марблс, орехи, прищепки и многое другое.
Кинезиологические упражненияпозволяют активизировать межполушарное взаимодействие. Они способствуют синхронизации работы полушарий, улучшению мыслительных операций, снижению утомляемости.
Итак, базируясь на современных нейропсихологических знаниях, в своей логопедической практике использую кинезиологические упражнения при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, в качестве динамических пауз, при автоматизации и дифференциации звуков, в отработке пространственной ориентировки, в играх по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи.
Образец кинезиологической дорожки для автоматизации звуков
Использование, такого приёма, как мнемотехникаоблегчает процесс запоминания и воспроизведения информации у младших школьников с умственной отсталостьюи даёт им дополнительные ассоциации. На логопедических занятиях для развития связной речи важную роль занимает использование различных мнемотаблиц.
Мнемотаблицы мной применяются при разучивании стихов, проговаривании чистоговорок и скороговорок, отгадывание и составление загадок, составление рассказов. Также предлагаю упражнения на самостоятельное кодирование и рассказ по своим условным обозначениям.
Широко в логопедической работе применяю информационные технологии. Использование ИКТ позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
На логопедических занятияхиспользую различные средства ИКТ. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии. В работе применяю электронные образовательные ресурсы, компьютерные тренажёры, интерактивные игры, презентации, аудио и видео, специальные компьютерные игры.
Так использование информационных технологий дополняет традиционный коррекционно-развивающий процесс, позволяет сделать занятие более продуктивным, эффективным и интересным.
В рамках повышения качества коррекционного процесса мной было проведено исследование эффективности применения нетрадиционных приёмов и инновационных технологий. Исследование показало, что внедренные приёмы и технологии повысили эффективность логопедического воздействия на 30%, сократились сроки коррекционной работы на 15%, возросла заинтересованность и мотивация детей на занятиях на 45%.
Таким образом, использование нетрадиционных технологий и инновационных технологий органично дополняет традиционные формы работы логопеда, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, а также интерес к логопедическим занятиям.
В процессе грамотного сочетания разнообразных методов и приёмов младшие школьники с умственной отсталостьюпостепенно овладевают необходимыми речевыми навыками и умениями.
Литература
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с
2.Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.
3. Битова А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированной на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / Битова А. Л., Липес Ю. В. // Особый ребенок. Вып. 4. – М., 2001. – С. 78-85.
4. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
5. Ежова М. А., Гусаковская И. В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2017. – 59 с.
6. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Шк. логопед. – 2007. – № 2. – С. 31-39.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: ГНОМ, 2019. – 16 с.
8. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
9. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. - — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.
10. Силиванова Л. В. Игры с песком в работе логопеда / Силиванова Л. В., Кондратьева С. Ю. // Логопед в дет.саду. – 2008. - № 3. – С. 38-41.