СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных приёмов и инновационных технологий в процессе коррекции речи младших школьников с умственной отсталостью

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, посвещенная использованию нетрадиционных приёмов и инновационных технологий в логопедической работе с младшими школьниками. 

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных приёмов и инновационных технологий в процессе коррекции речи младших школьников с умственной отсталостью»

Использование нетрадиционных приёмов и инновационных технологий в процессе коррекции речи младших школьников с умственной отсталостью

Инновационные технологии и нетрадиционные методы в настоящее время являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с умственной отсталостью, имеющими нарушения речи. Использование в логопедической работе инновационных технологий и нетрадиционных методовнаряду с традиционными, позволяет усовершенствовать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более эффективным и увлекательным.

С целью повышения эффективности коррекционного процесса и мотивации у обучающихся с умственной отсталостью, мной были апробированы и введены в логопедическую практику следующие инновационные технологии и нетрадиционные приёмы:

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Применение биоэнергопластики способствует развитию кинестетических ощущений органов артикуляции, формированию координации движений мелкой моторики, активизации соседних отделов мозга отвечающих за речь, усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга.

Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики эффективно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. При обучении детей используются различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.Для проведения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики мной были оформлены специальные карточки. Всё это значительно повышает интерес младших школьников с умственной отсталостью к логопедическим занятиям.

Образец карточек артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики

Су-джок терапию применяю на логопедических занятиях с целью стимулирования речевой области в коре головного мозга, развитию моторики. Вот некоторые примеры использования су-джок в коррекционном процессе: массаж мячиком или кольцом с проговариванием использую при автоматизации звуков, отстукивание ритмов, использование в играх на развитие фонематического восприятия и анализа (дотронуться до шарика, услышав заданный звук; взять столько мячиков, сколько раз услышишь заданный звук и т.д.), использование в играх по развитию лексико-грамматического строя, на этапе обучении грамоте и при коррекции оптической дисграфии (написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола) и т.д.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов использования су-джок позволяетповысить качество коррекционной работы, способствует развитию речи, а так же вызывает интерес у детей и снижает их утомляемость.

Образец карточек су-джок

Песочная терапияпозволяет одновременно решать сразу несколько задач диагностики, коррекции и развития речи.

Варианты игр с песком многообразны и используются мной, как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях. Применение песочной терапии способствует развитию связной речи и лексико-грамматического строя, помогает в изучении букв, в освоении навыков чтения и письма, развивает мелкую моторику, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, позволяет развивать фонематические процессы, помогает освоить навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Логопедические игры с песком на занятиях с младшими школьниками с умственной отсталостью являются достаточно эффективными. Они вызывают положительные эмоции и успешно сочетаются с другими видами коррекционной работы.

Примеры игр с песком:

  • Поиск и прятки фигурок с заданным звуком

  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам произнося автоматизируемый звук

  • Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово

  • Деление слов напечатанных на песке слов на слоги

  • Придумать по количеству полосок слово

  • Написание на песке букв, слогов, слов

  • Дописать элемент буквы

  • Дорисовывать картинку и придумать предложение

  • Прятать руки в песок, услышав заданный звук

  • Разложить найденные фигурки с дифференцируемыми звуками в разные стороны

  • Поиск и проговаривание предметов с дифференцируемыми звуками

  • Сочинение рассказа с найденными фигурками

  • Рисование на песке с проговариванием речевого материала

Элементы музыкотерапииуспокаивающе действуют на нервную систему. На логопедических занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений

  • Ритмические движения под музыку

  • Сочетание музыки с работой по развитию моторики

  • Проведение физминуток и рефлексии под музыку

  • Речевые попевки

  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение

Данные приёмы нормализуют нейродинамические процессы коры головного мозга, стимулируют слуховое восприятие, развивают просодическую сторону речи, улучшают общее состояние детей.

Элементы сказкотерапии – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Использование сказкотерапии позволяет создать на занятии благоприятный психологический климат, обогатить эмоционально-чувственную сферу ребёнка, совершенствовать коммуникативные навыки.

Особенную роль в логопедической деятельности играют различные виды логосказок: артикуляционной, пальчиковых, лексико-грамматических, сказки для обучения грамоте, сказки по развитию связной речи.

Обучающиеся также с удовольствием включаются в процесс сочинения логопедических сказок.

В атмосфере сказки дети проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

П ример артикуляционной сказки, сочинённой обучающимся

Некоторые примеры игр и упражнений с использованием сказкотерапии:

  • Произнести фразу из сказки на одном выдохе

  • Сочинение сказок по картинкам, по началу, по кругу

  • Игры драматизации

  • Медитация на сказку

  • Мимическая гимнастика (изображение эмоций и настроения сказочных героев)

  • Выделение слов из сказки с заданным звуком

  • Подбор действий к сказочным персонажам

  • Подбор эпитетов к сказочному герою

  • Называние слов-признаков, слов-действий из сказки

  • Умение сочинять сказку по одному слову.Слово пишется на доске. Каждую букву «расшифровываем» и сочиняем сказку

  • Рассказывание сказки по слогам

В процессе логопедической коррекции активно применяю приёмы самомассажа. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж можно проводить как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.При проведение пальцевого самомассажа широко использую различный нестандартный материал шишки, карандаши, марблс, орехи, прищепки и многое другое.

Кинезиологические упражненияпозволяют активизировать межполушарное взаимодействие. Они способствуют синхронизации работы полушарий, улучшению мыслительных операций, снижению утомляемости.

Итак, базируясь на современных нейропсихологических знаниях, в своей логопедической практике использую кинезиологические упражнения при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, в качестве динамических пауз, при автоматизации и дифференциации звуков, в отработке пространственной ориентировки, в играх по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи.

Образец кинезиологической дорожки для автоматизации звуков

Использование, такого приёма, как мнемотехникаоблегчает процесс запоминания и воспроизведения информации у младших школьников с умственной отсталостьюи даёт им дополнительные ассоциации. На логопедических занятиях для развития связной речи важную роль занимает использование различных мнемотаблиц.

Мнемотаблицы мной применяются при разучивании стихов, проговаривании чистоговорок и скороговорок, отгадывание и составление загадок, составление рассказов. Также предлагаю упражнения на самостоятельное кодирование и рассказ по своим условным обозначениям.

Широко в логопедической работе применяю информационные технологии. Использование ИКТ позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

На логопедических занятияхиспользую различные средства ИКТ. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии. В работе применяю электронные образовательные ресурсы, компьютерные тренажёры, интерактивные игры, презентации, аудио и видео, специальные компьютерные игры.

Так использование информационных технологий дополняет традиционный коррекционно-развивающий процесс, позволяет сделать занятие более продуктивным, эффективным и интересным.

В рамках повышения качества коррекционного процесса мной было проведено исследование эффективности применения нетрадиционных приёмов и инновационных технологий. Исследование показало, что внедренные приёмы и технологии повысили эффективность логопедического воздействия на 30%, сократились сроки коррекционной работы на 15%, возросла заинтересованность и мотивация детей на занятиях на 45%.

Таким образом, использование нетрадиционных технологий и инновационных технологий органично дополняет традиционные формы работы логопеда, позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, а также интерес к логопедическим занятиям.

В процессе грамотного сочетания разнообразных методов и приёмов младшие школьники с умственной отсталостьюпостепенно овладевают необходимыми речевыми навыками и умениями.

Литература

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с

2.Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.

3. Битова А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированной на стимуляцию экспрессивной речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / Битова А. Л., Липес Ю. В. // Особый ребенок. Вып. 4. – М., 2001. – С. 78-85.

4. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

5. Ежова М. А., Гусаковская И. В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2017. – 59 с.

6. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Шк. логопед. – 2007. – № 2. – С. 31-39.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: ГНОМ, 2019. – 16 с.

8. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.

9. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. - — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с.

10. Силиванова Л. В. Игры с песком в работе логопеда / Силиванова Л. В., Кондратьева С. Ю. // Логопед в дет.саду. – 2008. - № 3. – С. 38-41.