СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. "Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. "Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства".»

Методическая разработка

на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».

Вступление.

Мы живем в мире прекрасного. Иногда, даже не замечая этот удивительный мир. Закаты и восходы, луна в облаках, парки в разные времена года… Красота везде: и в вазе с фруктами, и в раскрытой небрежно на столе книге. И всё это можно увидеть, почувствовать, запечатлеть в рисунке. Обучение рисованию детей предполагает освоение навыков рисования и обостренное восприятие мира прекрасного. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к художественно одаренным обучающимся, с целью расширения и углубления знаний, по изобразительному искусству, развитие умений и навыков самостоятельно воплощать свои замыслы в разных жанрах изобразительной деятельности: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном творчестве.

Создание условий для оптимального развития творческих детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области с учетом индивидуальных наклонностей. Детские школы искусств имеют уникальные возможности, здесь дети могут попробовать свои силы в различных областях деятельности, активно вовлекаясь в индивидуальные и групповые занятия музыкой, хореографией и, безусловно, изобразительным искусством.

Трудно переоценить значение изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в выявлении одаренности у ребенка. Занятия изобразительным искусством помогают вовлечь ребенка в собственное творчество, активизировать детское мышление, развивать и формировать зрительное восприятие, воображение, фантазию.

Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению мировоззрения ребенка.

Основная часть.

В современной педагогике и образовательной практике обучение детей с ярко – выраженными способностями все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача. Образование, как процесс обучения и воспитания направлен на развитие ребёнка как личности, как индивида. В связи с этим очень важно, кто окружает ребёнка в семье, в образовательном учреждении, в его среде общения, ведь таланты нужно не только увидеть, но и поддерживать и развить.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Чаще всего дети перегружены дополнительными занятиями, и сохранение их здоровья является нашей первостепенной задачей.

Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

Мой опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник у нас - педагогов есть возможность применения здоровьесберегающих технологий. Так, с помощью выдувания красок (техника кляксография) дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, при этом имеют возможность осуществить своеобразную дыхательную гимнастику.

(Показ творческих работ детей).


Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными техниками рисования. Сначала у детей возникает интерес к движению красок на листе бумаги, к следам, оставляемым на бумаге с помощью штампов или рук, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение, иногда даже непохожее на то, что мы, взрослые, привыкли видеть в обычной жизни. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

(Показ творческих работ детей).


Метод-рисование пятном.

Идея этого метода заключалась в том, чтобы использовать случайные формы вместо того, чтобы работать в академическом изображении пейзажа, человека и т.п.

Дети могут использовать пятна краски, чтобы помочь воображению и освободить себя от шаблонного подхода к рисованию, тем самым развивать фантазию.

(Показ творческих работ детей).


Пуантилизм – рисование ватными палочками. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например дерева. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта дерева, чтобы получались точки. Каждую новую краску берем новой палочкой. Заполняем точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок заполните точками. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.

При выполнении рисунка у детей развиваются: мелкая моторика и тактильное восприятие, воображение, творческие способности, индивидуальность. Эта техники рисования нравится детям любого возраста.

(Показ творческих работ детей).


Граттаж является уникальной техникой рисования, которая активно внедряется в программы по художественному развитию. Граттаж для детей представляет собой относительно простой способ создания рисунков, которые таит в себе большой обучающий потенциал. Он знакомит с основами композиции, развивает мелкую моторику рук и воображение, дает представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывает комплексное воздействие на детское развитие.

Выполняется граттаж легко: плотный лист белого картона тщательно натереть восковой свечой (цветными восковыми карандашами); широкой кистью нанести плотный слой черной гуаши (можно добавить клей ПВА), так чтобы не было пробелов; процарапывать запланированный рисунок заостренным предметом (зубочисткой, пером, стержнем от шариковой ручки).

(Показ творческих работ детей).

Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия — важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимает нервное напряжение, страхи, которым зачастую подвержены дети.

На настоящем этапе задача активации творческих способностей детей приводит нас, педагогов дополнительного образования, к необходимости поиска новых способов художественного выражения, использование в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, акрил, масляные краски, цветные, графитные, восковые карандаши, пастель, уголь. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, выявление его уникальности.

Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врождённые задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развивать способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов.

Основная цель обучения изобразительной деятельности — развитие творческих способностей детей.

Основные задачи обучения детей изобразительной деятельности следующие:

- воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

- развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

-развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

-овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Приемы обучения, используемые мной - педагогом, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

При этом необходимо учитывать следующие тенденции.

Первая заключается в том, что построение системы занятий должно осуществляться в определенной последовательности. Обучение изображению предметов должно предшествовать обучению передачи сюжета (предметное рисование предшествует сюжетному рисованию, как и предметная лепка — сюжетной). Навыки и умения дети должны осваивать в процессе обучения постепенно.

Вторая тенденция заключается в том, что в основе взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) лежит формирование художественно-образного начала. При таком подходе происходит объединение процесса освоения детьми технических навыков и умений с процессом формирования художественно-образного начала в рисунке, лепке, аппликации. Такой путь обучения более эффективен для художественного развития ребенка, поскольку дает детям возможность использовать разные способы изображения.


Заключение.


Неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.


«Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь может лишь тот, кто сам горит», — гласит древняя мудрость.

Таким образом, на развитие изобразительных способностей детей влияют условия развивающей среды (чем разнообразнее материалы, доступнее их использование, тем больше условий для творческого проявления изобразительных задатков ребёнка).




Список литературы:


1.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002

2. Ветлугина НЛ. Художественное творчество и ребенок. М., 1974.

3. Давыдов В.А. 1994. Диссертация. "Копирование в системе Академии художеств 18 века".

4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2000.

5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. 220с.

6. Сеть ИНТЕРНЕТ.