Е.И. Леонова,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ МОДЕЛЕЙ БИОЦЕНОЗОВ (ЭКОСИСТЕМ) В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать формированию экологически грамотного поведения в природе. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали наглядным методом. Обязательным в оборудовании развивающей среды являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются модели биоценозов (экосистем).
Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность продемонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вред. Модели биоценозов позволяют воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения организмов, образующих данный биоценоз. Модели биоценозов могут быть объемными и плоскостными. Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Дошкольники без особых трудов должны различать деревья, а также всех животных населяющих данный биоценоз. Кроме того, очень важно соблюдать относительные размеры деталей.
Биоценоз — это группировка видов живых организмов, которые длительное время существуют совместно на определённом участке суши или водоёма.
Основная цель работы по изучению биоценозов (экосистем): показать дошкольникам, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Используя в работе данное учебно-наглядное пособие можно решать следующие задачи:
Уточнить и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях.
Формировать у детей элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
Уровни экологических знаний при изучении биоценозов:
1 уровень - объекты природы, без каких - либо связей.
2 уровень - объекты природы во взаимосвязи (так, узнавая, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания или может определяться значение одного объекта для другого, например, значение леса для реки и т. д.).
3 уровень - процессы, влияющие на объекты (рассматриваются во-первых, сезонные явления, в основе которых лежит действие естественных факторов; во-вторых, следствия, вызванные деятельностью человека).
На основе моделей биоценозов можно проводить целевые занятия, посвященные ознакомлению с различными экологическими понятиями и решением экологических задач. На таких занятиях основное внимание уделяется развитию способности детей устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Примеры экологических задач: «Кто, где живет?», «Так было летом. Что произойдет зимой (осенью, весной)?», «Кто, где прячется в случае опасности?», «В лес пришел человек. Что будет?» и т.д.
В рамках проведения природоохранных акций, с помощью моделей биоценозов, можно моделировать опасные экологические ситуации. Моделирование позволяет показать детям явления, недоступные для наблюдения в природе; помочь детям понять, что загрязнение природы представляет серьезную опасность для живой природы. На основе полученных знаний у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о катастрофе, которая грозит, если человек не перестанет засорять природу.
Использование моделей биоценозов в дошкольном образовательном учреждении показывает высокую эффективность при формировании экологических понятий у дошкольников. Важнейшим педагогическим условием применения данного способа является предоставление возможности детям самим собирать модель, а также рассуждать и спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации.
Список литературы:
1.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Николаева С.Н.Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.