Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
При обучении детей составлению рассказа-описания мы решаем следующие основные задачи:
- развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование опорных схем при составлении описательных рассказов детьми дошкольного возраста»»
Использование опорных схем при составлении
описательных рассказов детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием развития ребенка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
При обучении детей составлению рассказа-описания мы решаем следующие основные задачи:
развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Одним из приёмов, который значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовому понятию;
среда обитания или роста (для представителей растительного и животного мира);
размер;
цвет;
форма;
строение или составные части;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для не живых предметов);
способ использования (или какую пользу приносят);
субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и т.д.)
СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
Домашние птицы
Птицы
Овощи
Фрукты
Мебель
Насекомые
Домашние животные
Дикие животные