Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение , реализующее адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11» Использование опорных схем в формировании познавательного интереса при работе с детьми ТМНР. Учитель домашнего обучения КГКОУ ШИ №11 Фотина Елизавета Николаевна п. Ванино, 2018 г
Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.
Очень полезными в этом процессе являются опорные схемы , наглядные модели, символы.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб ( скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.
Поэтому использование в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить.
Схемы, символы, модели должны “рождаться” на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Цель опорных схем – "...изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти" (В.Ф. Шаталов), облегчил запоминание.
Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалась подача материала.
.
Я задавала себе вопросы - как оживить занятие, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас. Ученики которые обучаются у меня, отличаются своей «пестротой» по уровню подготовки, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Иван И. - слабо читающий, Юра К. - знающий буквы, но плохо читающие, Платон Б. – очень слабый. Использование опорных схем на занятиях– считаю необходимым и важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в образовании.
Литература : Андриянова Т.Н., Учимся системно думать. Ульяновск,2001г. Нищева Н.В., Будем говорить правильно. С-Петербург,2002г. Кутаева Л.И., Коррекционно-развивающие занятия.Москва,2000г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ .