СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование педагогического марафона в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для преподавателей педагогических специальностей.

Просмотр содержимого документа
«Использование педагогического марафона в образовательном процессе»

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Адыгея

«Адыгейский педагогический колледж им.Х.Андрухаева»







Ковязина А.З., Хагундокова А.Д.









Методическая разработка





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ























Майкоп

2023-2024 уч.г.

Использование педагогического марафона в образовательном процессе. Методическая разработка. Ковязина А.З., Хагундокова А.Д.,. Майкоп, 2023, ___с.





Методическая разработка предназначена для преподавателей педагогического колледжа и раскрывает специфику использования педагогического марафона во внеурочной деятельности студентов педагогических специальностей. Методическая разработка включает серию мероприятий, направленных на расширение знаний студентов в области психолого-педагогических дисциплин.





Рецензенты:

Богус М.Б., преподаватель педагогики, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.























Печатается по решению П(Ц)К психолого-педагогических дисциплин.

















СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Сущность педагогического марафона и его содержание


Практическая реализация педагогического марафона в условиях педколледжа


Заключение


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов


Приложение
























































ВВЕДЕНИЕ



Новые образовательные стандарты диктуют реализацию новых результатов. Особое значение приобретают практические навыки и профессиональные умения студентов педагогических колледжей. Профессионально-личностные качества будущего педагога формируются в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также через организацию внеурочной предметной деятельности. Особое значение приобретают личностные результаты, такие как ценностные ориентиры, система профессиональных интересов, потребностно-мотивационной сферы и др. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Педагогический марафон в рамках внеурочной деятельности идеально подходит для формирования профессионально-личностных компетенций будущих специалистов в области начального общего образования.

Цели и задачи педагогического марафона:

• создание благоприятных условий для развития студенческого коллектива, формирования коммуникативной компетенции будущего педагога, способности к самореализации;

• формирование опыта творческой и социальной деятельности;

• приобщение обучающихся к духовно-нравственным и социальным ценностям;

• развитие навыков неформального общения, взаимодействия, сотрудничества и толерантности;

• стимулирование интереса участников марафона к дальнейшему профессиональному росту и самообразованию, самосовершенствованию.

Педагогический марафон позволяет студентам развивать профессиональные навыки, знакомиться с новыми формами взаимодействия с обучающимися, получать практические советы и рекомендации в области педагогики.

Также марафон помогает студентам раскрывать свои возможности и способности, формировать навыки общения с участниками образовательного процесса. В рамках такого взаимодействия студенты могут находить новые идеи и подходы для применения в своей практике. Они могут не только получать новые знания, но и обсуждать, обмениваться опытом и узнавать о лучших практиках в сфере образования.

Таким образом, педагогический марафон – это уникальная возможность для развития, роста и совершенствования в своей будущей профессии.














СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Педагогический марафон представляет собой интенсивную и продолжительную обучающую программу для студентов педагогического колледжа. Он объединяет студентов из разных учебных групп и позволяет им получить новые знания в области психолого-педагогических дисциплин, делиться опытом и тем самым развивать свои профессиональные компетенции.

Участники принимают участие в серии мероприятий по педагогической тематике: встречи, дискуссии, круглые столы и других формах образовательной деятельности.

Педагогический марафон позволяет выйти за рамки традиционного обучения и активно развивать свои профессиональные компетенции в рамках внеурочной деятельности.

Преимущества педагогического марафона:

  • получение актуальных знаний и освоение новых методических приемов;

  • углубление знаний в области педагогики и психологии;

  • возможность общения и обмена опытом со сверстниками;

  • развитие лидерских навыков;

  • развитие коммуникативной компетенции;

  • получение поддержки мотивации от преподавателей и однокурсников;

  • получение сертификата об успешном прохождении марафона.

Участие в марафоне помогает студентам расширять знания в области педагогики и психологии, изучать инновационные подходы в области образования.

Педагогический марафон - это интенсивное образовательное событие, которое представляет собой период активного взаимодействия и формирования коммуникативной компетенции.

Педагогический марафон может проводиться как в формате очных занятий, так и в онлайн-режиме. В любом случае, он предоставляет возможность будущим педагогам активно взаимодействовать, задавать вопросы, обсуждать материалы как с обучающимися, так и с преподавателями.

Участие в педагогическом марафоне может быть полезным и интересным для всех участников.

Для участия в марафоне необходимо:

  1. Обратить внимание на тему, программу и продолжительность марафона.

  2. Заполнить форму регистрации, указав свои данные и контактную информацию.

  3. Изучить обучающую информацию, при необходимости проконсультироваться с педагогами; изучить лучшие практики и получить ценные советы.

  4. Активно учувствовать в обсуждениях, задавать вопросы, делиться своими идеями.

  5. Делать заметки, чтобы не забыть важные моменты и идеи. Это поможет лучше усвоить полученные знания.

  6. После завершения педагогического марафона, необходимо обратить внимание на результат и проделанную работу; оценить какие знания и навыки получили.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА В УСЛОВИЯХ ПЕДКОЛЛЕДЖА

на тему «Шаги в профессию»

В рамках педагогического марафона предлагается серия мероприятий на тему: «Шаги в профессию».

  1. Обучающий семинар «Профессиональное мастерство учителя».

  2. Педагогический практикум «Я в профессии».

  3. Квест-игра «Профессионально-личностные качества учителя»

  4. Конкурс социальных роликов о педагогической профессии.

Педагогический марафон можно проводить как в очном формате, так и в дистанционном (онлайн) формате.

Предлагаем инструкцию для проведения онлайн-марафона.

Как провести онлайн-марафон: пошаговая инструкция

Онлайн-марафон — это короткий обучающий формат, когда участники поэтапно выполняют задания и приходят к заявленной цели.

  1. Определить тему

Актуальность и ещё раз актуальность. Кто участник, что ему интересно?

Начинаем с портрета целевой аудитории и конкурентной разведки. Помогут тематические форумы, сообщества и блоги.

Если колледж уже наработал аудиторию в социальных сетях, то можно с помощью аналитики выявить, какие темы вызвали наибольший отклик. А ещё провести опрос среди подписчиков, чтобы учесть конкретные пожелания.

  1. Подготовить программу

Онлайн-марафон — интенсивный мини-курс и готовить его нужно по аналогии с основным обучением. Включаем анонсы, обучающий контент с примерами и практикой, рассылки, база знаний и домашние задания — в идеале, с проверкой или даже экспертным разбором.

Советы по подготовке программы онлайн-марафона:

  • материал делим на блоки, один урок — одна тема;

  • к каждой теме готовим презентацию или наглядный конспект;

  • продумываем домашние задания на закрепление пройденного материала;

  • под программу составляем расписание мероприятии, выбираем удобный формат обратной связи.

  1. Продумать мотивацию участников

  2. Выбрать, где провести онлайн-марафон

Самый популярный вариант — онлайн-марафон в соцсети. Задания публикуем в постах или видео, а участники размещают выполненную домашку на своей странице с целевым хэштегом. Это повышает охват и работает на узнаваемость онлайн-аудитории. Можно провести онлайн-марафон в телеграм-канале или чате мессенджера, удобного для аудитории.

  1. Расходы на подарки

Если начинающий педагог проводит марафон на небольшую аудиторию на странице в соцсети, то вполне реально обойтись своими силами: не запускать рассылку.

После проведения педагогического марафона подводятся итоги. Необходимо распределить места в зависимости от количества накопленных баллов. Баллы начисляются в соответствии с установленными критериями оценочной деятельности участников марафона. Победители награждаются памятными призами и дипломами. Всем участникам марафона выдается сертификат.

Обучающий семинар

«Профессиональное мастерство учителя»

Цель семинара: знакомство с профессионально-личностными компетенциями учителя.

Задачи:

  • дать представление о профессионально-личностных качествах учителя и мотивировать студентов на профессиональное развитие и самосовершенствование;

  • показать современные подходы к организации педагогической работы в школе.

Ход семинара

І. Организационный этап

Приветствие участников, объявление темы, цели и задач мероприятия. Деление участников на 3 группы.

ІІ. Мотивационно-установочный этап

Прием «Алфавит»

Участникам каждой группы предлагается подобрать ассоциации к понятиям «качество образования», «педагогическое мастерство» и «основной ресурс», при этом все слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «профессионализм». В процессе работы студентам необходимо ответить на вопросы:

Как возникла именно эта ассоциация?

Что вы пытались вспомнить?

Легко ли было включиться в работу?

ІІІ. Информационный этап

Ведущий. Если педагог стремится к саморазвитию, нацелен на углубление знаний и умений, расширение собственного кругозора, то этапы его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом:

личность педагога после окончания колледжа,

мотивация на развитие, развивающаяся личность, профессиональный рост, творческая личность, профессионализм.

Рассмотрим подробнее.

Ключевые компетенции будущего педагога определяются государственным образовательным стандартом и могут быть представлены следующим образом (Рис.1).


Рис.1. Ключевые компетенции будущего педагога

Профессиональные и личностные качества учителя, формирующиеся исходя из данных компетенций, можно охарактеризовать так: активность, творчество, умение сотрудничать взаимодействовать. В современной школе может адекватно существовать учитель, ставящий во главу угла собственное профессиональное саморазвитие. У таких педагогов есть своя позиция, позволяющая грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение, под которым понимается процесс постоянного наращивания педагогических средств для решения образовательных проблем, приводящий к становлению педагогического мастерства. Важное значение имеет и самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая различные аспекты самообразования.

Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой, где описывается уровень педагогического мастерства. Мастерство формируется на основе практического опыта, но не любой опыт становится источником мастерства, так как педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Залогом успешного профессионального роста педагога является систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства. Значимый способ повышения мастерства – активное участие в жизни профессиональных сообществ, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Именно так учитель получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности.

Обобщая все, сказанное выше, мы приходим к результативности, которую можно представить в виде цепочки: профессионализм – качество – результативность. А это значит, что качественным ресурсом образования является профессионализм педагога.

IV. Педагогическая лаборатория.

Работа в группах

Ведущий. Основой для развития профессионального мастерства являются признаки, для активизации этого процесса нужны условия, а от имеющихся условий зависят пути развития.

Прием «Лестница успеха»

Ведущий предлагает, взяв за основу понятия признаки, условия и пути развития, составить лестницу успеха каждого педагога.

Приведем примерный результат (Рис.2).


Профессионализм



Пути развития

Самосовершенствование

Взаимодействие




Признаки

Условия

Стимул

Комфорт

Эмоциональный настрой

Активность

Творчество

Умение сотрудничать

Умение взаимодействовать

Рис.2. Лесенка успеха

Ведущий. Совокупность этих взаимосвязанных компонентов отражает систему, на основе которой выполняется социальный заказ общества и определяются личностные качества учителя. Исходя из результатов нашей работы, определим, что конечным пунктом развития профессиональной компетентности является профессионализм.

В учебном заведении каждый будущий учитель должен заниматься своим профессиональным ростом и формировать в себе определенные профессиональные качества, необходимые для будущей работы.

Прием «Звездное небо»

Заранее готовится большой лист ватмана темно-синего цвета, каждая группа получает по 3 карточки желтого цвета в форме звезд. За 10 минут необходимо написать три вопроса, которые волнуют участников и отражают проблемы работы над профессиональными качествами. «Звезды» вывешиваются на «звездное небо», при этом представители групп комментируют свои варианты и соотносят собственные вопросы с уже вывешенными, группируя их. Идет обсуждение и поиск ответов.

Прием «Логико-смысловая модель»

Участники получают схему, отражающую систему работы профессиональных объединений, представленную в виде логико-смысловой модели. Необходимо ее заполнить по направлениям (Рис.3).

Рис.3. Логико-смысловая модель

Слова для справок: фронтальные, групповые, индивидуальные, мониторинговые исследования, диагностические исследования, социальная адаптация в позиции исследователя, инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи, программы, инструктивно-методические письма, семинары, практикумы, проекты, видеотека, электронные продукты, творческие отчеты, презентации, панорамы опыта, методическая копилка, изучение, исследование, анализ, разработка, создание, апробация, внедрение, технологизация, систематизация, обобщение, распространение.

Прием «Ментальная карта»

На столах у участников лежат карты синего цвета. В центре каждой карты записана идея:

группа 1 – формы организации профессиональных объединений;

группа 2 – достижения учителя;

группа 3 – оценка качества работы.

Студентам необходимо написать свои ассоциации, если между ними возникают связи – указать их. После обсуждения получившихся ментальных карт группы получают задания:

группа 1: составить банк данных активных форм организации педагогической работы и их представить;

группа 2: составить карту достижений учителя;

группа 3: составить критерии оценки уровня и качества работы учителя.

По окончании работы представители каждой группы должны продемонстрировать свой продукт.

V. Подведение итогов

Прием «Ресурсный мешочек»

Ведущий. Общеизвестно, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте, что может содержаться в «Ресурсном мешочке» в качестве такого ресурса? (Ответы участников и обсуждение.)

Прием «Синквейн»

Ведущий предлагает участникам обратиться к теме, выделив в ней ключевые слова: качество, ресурс, мастерство.

Каждая группа с одним из слов составляет синквейн и представляет его.

Примерный результат работы;

Мастерство

Педагогическое, профессиональное

Творить, совершенствовать, развиваться

Профессиональный личностный рост

Профессионализм

Ресурс

Неисчерпаемый, необходимый

Используется, реализуется, пополняется

Использовать рационально и эффективно

Основа

Качество

Высокое, профессиональное

Формируется, совершенствуется, достигается

Удовлетворение ожиданий своих возможностей

Результат

IV. Рефлексия

- Сегодня я узнал…

- Я приобрел...

- Я научился…

- У меня получилось…

- Мне захотелось…

Педагогический практикум «Я в профессии»

Цель: активизация процесса самопознания, развитие профессионально значимых качеств у педагогов.

Задачи:
1) определить профессионально важные качества педагогов;
2) провести самоанализ уровня притязаний педагогов, коммуникативных навыков;
3) научить управлению собственными эмоциями;
4) способствовать мотивации участников к творческому саморазвитию.
Оборудование: карточки «Профиль в Facebook», бланки с изображением дерева и человечков, лист ватмана, карандаши, фломастеры, мелки, листы формата А4, монета, ключ, макет «Шкатулки эмоций» для рефлексии, веселые и грустные смайлы, двухсторонний скотч.

Ход практикума

Ведущий: Уважаемые студенты! Сегодня мы предлагаем вам принять участие в практикуме под названием «Я в профессии».

    1. Приветствие «Ладошки»

Каждый из участников ставят ладошки друг напротив друга, так, чтобы между ладошками было расстояние 1 см, они не должны касаться.
Ведущий: Сейчас я буду зачитывать вам пожелания, каждое слово – это один пальчик, которым вы дотрагиваетесь до пальчика соседа. Я желаю вам:

  1. Вдохновения

  2. Творческих успехов

  3. Счастья

  4. Благополучия

  5. Оптимизма

2. Знакомство «Профиль в Facebook»

Участникам в парах необходимо заполнить карточки «Профиль в Facebook». Далее каждый участник представляет своего соседа согласно пунктам карточки.

Профиль в Facebook

Портрет участника

Имя участника

Где и кем работает

Жизненное кредо

Увлечения, интересы










Таб. (1)

    1. Упражнение - тест «Мое место в профессии»

Участники получают бланки с изображением дерева и человечков на нем.

Ведущий: Дерево – символ профессиональной деятельности. Человечек – педагог.

Вам необходимо определить свое место на дереве.
(После обсуждение).




4. Упражнение «Рисуем по очереди»

Ведущий: Рисуем портрет педагога.

Каждый участник подходит к листу ватмана и изображает части тела, проговаривая значимость.

Например, голова необходима педагогу для…

(Обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества).

5. Упражнение «Найди предметы»

Ведущий: Согласны ли вы, что в умение сдерживать эмоции очень важно в педагогической деятельности. Попробуем развить это умение на практике.

Ведущий показывает всем участникам практикума небольшие предметы (монета, ключ). Далее тренер предлагает всей группе выйти за дверь. Когда все вышли, он кладет монету и ключ в открытом месте кабинета и дает инструкцию: «Сейчас по моей команде вы разойдетесь искать спрятанные мной монету и ключ. Тот, кто увидит один из спрятанных предметов, не должен выдавать себя ни голосом, ни поведением, а также брать или перекладывать предмет, а должен скрестить руки на груди и продолжать искать со скрещенными руками второй предмет. При обнаружении второго предмета, участник молча садится на свой стул. Посмотрим, кто найдет предметы первым, а кто будет последним».

Рефлексия:

1. Что было самым сложным в выполнении упражнения?

2. Какие эмоции возникали у Вас в процессе выполнения упражнения?

3. Как Вы считаете, стоит ли сдерживать свои эмоции в некоторых ситуациях?

6. Упражнение «Передача эмоций и чувств»

Ведущий: Случается так, что не всегда мы можем понять эмоции друг друга. Каждую эмоцию можно передать вербально (голос, интонация) и невербально (мимика, жесты). Сейчас мы попробуем эти средства выражения эмоций на себе.

Внимательно посмотрите, перед вами на столе два вида карточек: треугольные и прямоугольные, на обратной стороне тех и других обозначены эмоции и чувства. Задание: вытягиваем треугольную карточку и произносим фразу «Сегодня был солнечный день» с той эмоцией, которая указана на треугольнике. А участники попытаются угадать эту эмоцию.

Следующее задание: вытягиваем прямоугольную карточку и при помощи мимики и жестов передаем эмоцию, написанную на этой карточке.

Рефлексия:

Как было сложнее передать эмоцию вербально или невербально?



Упражнение «Мой профессиональный портрет в лучах солнца»



Каждому участнику предлагается подумать, почему он заслуживает профессиональное уважение. Затем нужно нарисовать солнце, а в центре солнечного круга написать свое имя, вдоль лучей написать все свои профессиональные достоинства и достижения. Все записанное зачитывается.

Рефлексия
Ведущий: В завершении мероприятия каждому необходимо при помощи смайлика (веселого или грустного) отметить на «Шкатулке эмоций» свое настроение по итогам встречи».



Ведущий: Коллеги, желаем вам только положительных эмоций, творческих успехов и взаимопонимания с коллегами и детьми.







Литература

1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2010. 2. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. – М.: Просвещение, 1990. 3. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. – 1995. – № 6. 4. Яблонская, Ю. А. Рефлексивный практикум «Овладение педагогами рефлексивно-деятельностными технологиями» / Ю. А. Яблонская // Народная асвета. – 2015. – № 8. – С. 69–71.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!