СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование педагогом методов и приёмов саморегуляции организма как способ профилактики профессионального эмоционального выгорания.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание части  программы занятий с педагогами по профилактике профессионального эмоционального выгорания, способствующих овладению приёмами саморегуляции. 

Просмотр содержимого документа
«Использование педагогом методов и приёмов саморегуляции организма как способ профилактики профессионального эмоционального выгорания.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Цель: помочь педагогам овладеть психологическими инструментами для саморегуляции психоэмоционального состояния.

Методы самопомощи и саморегуляции, могут быть использованы в ситуациях, если давление стресса максимальное или длительное. Эти практические навыки особенно важны для представителей коммуникативных профессий, так как им часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (клиентов, родителей, учеников, коллег, членов семей). В подобных ситуациях стандарты часто запрещают работникам проявление собственных негативных эмоций.

Методы саморегуляции могут быть эффективны и для снятия постстрессового напряжения. Для специалистов сферы «человек—человек» сегодня также важно знать техники помощи другим людям, регулировать собственное эмоциональное состояние.

Три возможных влияния на состояние человека:

  • Изменение тонуса скелетных мышц и дыхания

  • Активное включение представлений и чувственных образов

  • Использование программирующей и регулирующей роли слова


Стресс всегда развивается по нарастающей (не мгновенно). В фазе высокого стресса вернуться в нормальное состояние сложно, если не владеть антисрессовыми навыками. В любом случае лучше не допускать стресс, чем потом из него выходить. Если фиксировать начальную фразу, то потом легко предотвращать и сбрасывать стресс. Для этого надо уметь читать своё тело.

Тело – это физический индикатор изменения в психике. Все изменения в психике моментально находят своё отражение в телесных реакциях. Отсюда и выражение «Все болезни от нервов». Обратный эффект - физическое изменение в теле моментально влияет на психические. «В здоровом теле – здоровый дух». Это так называемый эффект обратной связи, явление обратной связи положено в основу саморегуляции. Усилием воли невозможно снять нервное напряжение, можно только работая с телом.


  1. Осанка.

Важную роль в циркуляции энергии в нашем организме играет позвоночник. Осанка является важной частью имиджа. Часто именно по осанке мы определяем стрессоустойчивость человека: «держится как английская королева», «сгорбился под ударами судьбы», «согнулся под тяжестью бед» и т. д.

1.1.Упражнение «Тряпичная кукла»

1.2.Упражнение «Вешалка»


  1. Работа с дыханием.

Управлять стрессом можно изменяя два телесных параметра: дыхание и мышечное напряжение.

2.1.Увеличивайте глубину дыхания и замедляйте его ритм. Для этого продышитесь. Как можно глубже выдохните. Затем глубоко вздохните. Сделайте это несколько раз. Таким образом, вы снимите спазм грудных мышц. Сосредотачивайтесь на выдохе. Старайтесь делать его длиннее вдоха. При соотношении длины выдоха к вдоху как два к одному гарантировано состояние отдыха и спокойствия.


  1. Сканирование тонуса отдельных мышц нашего тела.

Мышечное напряжение самый лучший индикатор стресса, а контроль мышечного напряжения самый эффективный способ саморегуляции. Это самый простой и самый лучший способ защиты от стресса. Во время опасности у человека или животного напрягаются мышцы, в основе этого лежит древняя реакция «бежать или нападать. То же самое происходит при нервном напряжении вызванное внешним или внутренним фактором. Обычное «Боже, я опаздываю» уже вызывает сокращение мышц. Можно научиться контролировать эти зажимы, можно научиться вовремя расслаблять их, для этого нужно их замечать, нужно уметь сканировать своё тело, выявлять напряжённые участки. А снимая мышечное напряжение мы быстро успокаиваемся и снимаем напряжение нервное. Поскольку расслабленный человек всегда спокоен, поэтому и спокойный человек тоже всегда расслаблен. Это всё тот же эффект обратной связи.

Итоги. Для снятия стресса необходимо отслеживать дыхание и телесные ощущения.

    1. Упражнение «Сканирование тела». 3 раза вдохнуть- выдохнуть, медленно просканировать тело от подошв ног до макушки головы, прислушиваясь к ощущениям, замечать в каком месте какие мышечные зажимы, обратить внимание на них, попробовать расслабить.

  1. Расслабление мышц тела.

Благодаря релаксации человек может осознавать и расслаблять существующие в теле мышечные зажимы, а также знакомит слушателей с различными техниками релаксации.

4.1.Техника мышечного напряжения.

4.2.Упражнение «Посудомоечная машина».

4.3.Упражнение «Звуковая гимнастика».


  1. Визуализация.

Сегодня широко используется метод визуализации. Для эффективного использования данного метода важно иметь развитое воображение и уметь управлять своими зрительными образами.

5.1. Упражнения «Вулкан».

5.2.Упражнение «Белое облако».


  1. Медитация.

Современные исследования доказывают положительное влияние медитации на физиологическое и психологическое состояние человека.

Обсудить участникам свои знания и опыт в области теории и практики медитации.

6.1.Упражнение «Цветное дыхание».


  1. Методы самовнушения.

Прояснить, какие слова или фразы участники говорят себе, переживая трудные жизненные ситуации, а затем обобщить опыт группы.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Обратная связь от участников.

Овладение техниками саморегуляции состояния (нервно-мышечная релаксация, работы с образами, аутогенная тренировка и др.) позволит участникам формировать целевое состояние (то есть состояние, оптимальное для выполнения конкретной деятельности) и управлять собственным состоянием при возникновении стрессовых ситуаций.

Выявлением неоптимальных стереотипов в общении, в оценке происходящего, в организации собственного времени для каждого участника и формированием эффективных способов мышления и действия.



2