СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование переменного метода для развития выносливости бегунов на средние дистанции. Студентка ФК-41 Игонина М. Научный руководитель - Петрова И.А.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для участия в соревнованиях в беговых дистанциях, особенно для начинающих бегунов на средние дистанции, необходима выносливость. По мнению специалистов легкоатлетов одним из методов развития выносливости является переменный метод.

Просмотр содержимого документа
«Использование переменного метода для развития выносливости бегунов на средние дистанции. Студентка ФК-41 Игонина М. Научный руководитель - Петрова И.А.»

Научно-исследовательская работа

Использование переменного метода для развития выносливости бегунов на средние дистанции

Исполнитель: студентка 4 курса группы ФК – 41 Игонина Мария.

Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.

Актуальность. Основная цель занятий легкой атлетикой – достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание не­обходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции.

Для участия в соревнованиях в беговых дистанциях, особенно для начинающих бегунов на средние дистанции, необходима выносливость. По мнению специалистов легкоатлетов одним из методов развития выносливости является переменный метод. В процессе воспитания выносливости в работе переменной интенсивности совершенствуется быстрота переключения физиологических функций на новый уровень работы, перестройка деятельности всех органов и систем становится почти одновременной. С этой целью при прохождении дистанции используют различные по интенсивности и длительности задания - методом переменного и повторно-переменного упражнения.

Выносливость в многолетней подготовке спортсменов "средневиков" является качеством, над которым каждый добросовестно тренирующийся бегун ведет постоянную работу.

Объект исследования: процесс развития выносливости бегунов на средние дистанции.

Предмет исследования:  переменный метод для развития выносливости бегунов на средние дистанции.

Цель исследования:  практически изучить влияние переменного метода на процесс развития выносливости бегунов на средние дистанции.

Задачи исследования: 

1. Проанализировать специализированную литературу.

2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития выносливости бегунов на средние дистанции.

3. Подготовить программу использования переменного метода для развития выносливости бегунов на средние дистанции.

4. Сделать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анализ документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование процесса развития выносливости в спортивной тренировке бегунов на средние дистанции», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ научно-методических источников показал, что легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Различными видами легкой атлетики занимается огромное количество любителей и профессионалов. Выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание не­обходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции. Одним из средств развития общей выносливости в беговых видах легкой атлетики является бег по пересеченной местности и кроссовая подготовка.

Выносливость служит с одной стороны своего рода базой для успешного развития остальных физических качеств, с другой стороны – систематическое выполнение упражнений различной направленности вносит свой вклад в развитие выносливости, обеспечивая повышенную работоспособность задействованных систем организма спортсмена.

Эффективность тренировочных занятий в значительной степени зависит от того, в какой последовательности и как часто применя­ются упражнения для развития тех или иных качеств. Каждый вид занятий имеет свои особенности.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития выносливости с использованием переменного метода бегунов на средние дистанции» - представляет собой описание практической деятельности.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития выносливости бегунов на средние дистанции, описывающую последовательность выполнения работы по оценке показателей уровня развития выносливости, выделить тесты для оценки показателей уровня развития выносливости, которые доступны для бегунов на средние дистанции.

На втором этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников позволил выбрать тесты для определения уровня развития выносливости бегунов на средние дистанции.

Для оценки уровня выносливости чаще всего используются следующие тесты:

  1. 12-минутный беговой тест Купера

  2. Гарвардский степ-тест
  3. Бег 1000 м

  4. Определение индекса Руффье.

На третьем этапе исследовательской деятельности анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров по беговым легкоатлетическим видам показали наиболее эффективные средства физической подготовки для повышения уровня развития выносливости бегунов на средние дистанции, которые вошли в предложенную программу.

За основу программы физической подготовки была взята методика Дрепелева Р.А. - Подготовка высококвалифицированных бегунов на средние дистанции в современных условиях, из методического пособия для тренеров "Подготовка легкоатлетов-бегунов"

Программа функциональной и физической подготовки на неделю для бегунов-легкоатлетов

Фаза № 1 подготовительная

Фаза 1. - Направлена на повышение объёма тренировочных нагрузок. С этого момента необходимо завести дневник тренировок, куда будут заноситься все показатели каждой тренировки. Эта стадия программы включает в себя уже напряжённый бег на высоком пульсе.

Примерный недельный план

Понедельник: Разминочная часть 15 мин Кросс 7-9 км Ускорения 100 м по 10-12 раз Общие развивающие физические упражнения.

Вторник: Бег по глубокому снегу. Если снега нет, то быстрая езда на велосипеде. Силовые упражнения на ноги и руки.

Среда: Разминочная часть 15 мин. Бег в подъём на умеренной возвышенности до 10-15 гр. Общие развивающие физические упражнения

Четверг: Разминка 15-20 мин. Бег 4-5 км. Ускорения 50 м по 10-11 раз. Прыжковые упражнения.

Пятница: Кросс 10-12 км. Общие развивающие физические упражнения

Суббота: Разминочная часть 15 мин. Специальные беговые упражнения. Упражнения на растяжку. Упражнения с барьерами.

Воскресенье: Отдых.

Фаза № 2 интенсивная

Эта фаза отличается большей интенсивностью в тренировках с повышенными критическими значениями физических нагрузок. После первых двух подготовительных фаз организм спортсмена должен быть уже подготовлен. Если бегун функционально подготовлен и чувствует себя здорово, то смело можно приступать к титаническим нагрузкам. Здесь упор делается на интервальные тренировки и фартлек. Одновременно поддерживается отличное физическое состояние мышц ног.

Примерный недельный план тренировок фазы № 2

Понедельник: Разминочная часть 15 мин. Лёгкий бег 2000-3000 м. Серии скоростных отрезков 100 м по 15 раз 500 м по 5 раз. Силовые упражнения для мышц спины и пресса.

Вторник: Разминочная часть 15 мин. Кросс 11-12 км. Прыжковые упражнения.

Среда: Разминочная часть 15 мин. Бег в подъём на наклонной гористой поверхности. Силовые упражнения для мышц ног и рук.

Четверг: Разминочная часть 15 мин. Упражнения на растяжку. Серия скоростных отрезков 50 м по 20-25 раз. Серия скоростных отрезков 200 м по 10-12 раз.

Пятница: Кросс 14-15 км. Упражнения для мышц спины и пресса.

Суббота: Разминочная часть 15 мин. Лёгкий бег 2-3 км. Интервальные отрезки по 300 м в перерывах бег трусцой. Примерно 5-7 раз. Серия скоростных отрезков «лестница» 200−400−600−800 −600−400−200 м.

Воскресенье: Отдых.

Заключение

Анализ научно-методических источников и выполнение практической части работы помогли понять, что выносливость в таких видах, как ходьба, бег на средние, длинные дистанции, марафонский бег, суточный бег и более продолжительные пробеги является ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание не­обходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции.

Одним из распространенных упражнений в легкой атлетике является бег на средние дистанции — совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной (околопредельной) мощности.

Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность движений. На первом этапе занятий бегом на средние дистанции основными средствами и методами являются смешанное передвижение (ходьба в чередовании с бегом) и длительный бег в равномерном темпе. Позже используются более интенсивные формы бега - переменный и повторный.

Достижение высоких результатов во многом зависит от степени развития физических и психических качеств легкоатлета. При развитии выносливости необходимо:

  • постепенно и последовательно увеличивать тренировочную и соревновательную нагрузки (по объёму и интенсивности), которые обеспечили бы достижение желаемых результатов;

  • обеспечивать необходимые восстановительные мероприятия, в том числе и медико-биологического характера;

  • улучшать условия проведения учебно-тренировочных занятий и подбирать наиболее эффективные средства для развития выносливости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!