Пескотерапия в работе с детьми с ОВЗ
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
психолог Мариелла Зейц
Игры с песком- естественная и доступная для ребенка с ОВЗ форма деятельности
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.
Цветной песок
Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:
*желтый - наполняет теплом,
*красный – добавляет оптимизма,
*синий – действует успокаивающе,
*зеленый – вдохновляет свежестью
«Песочная терапия с детьми с ОВЗ.»
Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, для начало берем песок и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.
Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его сыпать это даст заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.
Так же для того что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок, они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение).
При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет глубже понять внутренние процессы этих детей.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на совместную работу, допустим сделать совместно холмик, или прочертить всем вместе волны. Иногда в работе требуется помощь наставников, которые вначале водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это делает стоящий сзади психолог.
Ритуал входа в песочницу
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок-мирная страна
Можно строить и творить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Способы рисования песком:
Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия
Отыскивание предметов
Отыскивание предметов с определенными характеристиками
Рисование на песке
Выкладывание узоров на песке
Обведение шаблона
Насыпание песка в трафарет
Прикосновения к поверхности песка
Развитие речевого дыхания
Дорожка к другу
Найди клад
Автоматизация и дифференциация звуков
Рисование предметов на определенный звук
Различные игры: «Поход», «Путешествие»
Рисование предметов на определенный звук
Различные игры: «Поход», «Путешествие»
Формирование лексико-грамматических категорий
Развитие познавательных процессов
Мышление
Память
Воображение
Развитие связной речи
В чем проявляется позитив от занятий с песком?
Игры с песком:
Повышают интерес и усиливают мотивацию к занятиям
Развивают речь и моторику
Стабилизируют эмоциональное состояние
Развивают тактильно-кинетическую чувствительность
Развивают самостоятельность
Формируют базу для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации
Позитивно влияют на общее развитие