СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт -терапия в работе с детьми ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются возможности использования методов арт-терапии в работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, раскрыты способы работы.

Ключевые слова: нарушение опорно – двигательного аппарата, арт – терапия, изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

Проблема коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в настоящее время встает очень остро, так как число детей, имеющих нарушения в развитии увеличивается с каждым годом. Одной из распространённых нозологий являются дети с нарушением опорно – двигательного аппарата. Самой многочисленной категорией, среди людей с нарушением опорно – двигательного аппарата, являются дети с детским церебральным параличом.

У ребенка с НОДА наблюдаются проблемы в адаптации, социализации, коммуникации, самообслуживании, обучении и т.д.

К наиболее распространённым методам работы с детьми с ОВЗ относится арт – терапия.  направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества[1]. Под методами арт - терапии понимается использование техник изотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии и т.д.

Арт-терапия позволяет детям с НОДА активнее участвовать в жизни общества, познавать окружающий мир. Применение такого метода позволяет использовать невербальное общение, что имеет большое значение для детей с ОВЗ, которым сложно выразить свои мысли в словах. Помимо этого, использование арт-терапии с раннего возраста позволяет снизить отрицательный эмоциональный фон, проявления негативизма и заложить благоприятные предпосылки для развития речи.

Самым популярным видом арт-терапии является изотерапия. Изобразительная деятельность является прекрасным способом формирования всех высших психических функций ребенка, налаживания их взаимодействия, благоприятной средой для развития воображения, и выработки устойчивых моторных навыков, снижению тревожности, расслаблению. Способы рисования могут быть разными - это как стандартное, с использованием кисточки, так и рисование пальцами. Можно использовать следующие техники работы: ладошки, тычок, мазки, штампы, спонжи, оттиск, стеки и т.д.

Песочную терапию используют как в работе с детьми, так и со взрослыми. Суть работы с песком достаточно простая - посредством спонтанных манипуляций с данной субстанцией, человек успокаивается, восстанавливается. Очень эффективен данный метод для детей с мышечным тонусом. В процессе работы с песком стабилизируются психический и физический процессы.

Большую роль занятия с песком играют для формирования учебной деятельности. У детей с НОДА они способствуют развитию мелкой моторики, формированию пинцетного захвата, что в дальнейшем поможет ребенку увереннее держать ручку или карандаш. Различные пальчиковые игры с песком позволяют развивать тактильную чувствительность рук, зрительно – моторную координацию, концентрацию и устойчивость внимания, речевое развитие, интерес ребенка к окружающему миру и познавательную активность.

С помощью песка можно рисовать, делать различные фигуры с помощью форм, узнавать свойства предметов и т.д.

Музыкотерапия применяется в лечебных и коррекционных целях. Данный метод позволяет воздействовать на эмоциональное состояние человека, способствовать личностному развитию. Музыка позволяет с раннего возраста закладывать у ребенка интерес и любовь к искусству, творчеству. Для детей с НОДА музыка является отличным способом для снятия эмоционального напряжения. Например, как разгрузка между занятиями или слушать музыку фоном, при выполнении задания. Можно не только прослушивать музыкальные произведения, но и использовать музыкальные игрушки и инструменты, такие как ксилофон, дудка, деревянные ложки и др. Музыка также способствует и речевому развитию, которое у детей с НОДА чаще всего имеет нарушения. С помощью музыкальных занятий можно нормализовать дыхание ребенка, под музыку пропевать различные звуки и слова, развивать артикуляционный аппарат.

Еще одним доступным методом арт – терапии является сказкотерапия.

Сказки являются отличным способом, для того чтобы заинтересовать ребенка. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказкотерапия для детей с НОДА является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Вариантов работы со сказкой множество.

Например, пассивное слушание, когда педагог рассказывает сказку, сопровождая ее различными иллюстрациями, или же активной, когда ребенок является непосредственным участником сказки. Можно разыгрывать роли, из какой - то определенной сказки или же придумать ее вместе с ребенком. Например, если у ребенка, есть какой то страх, то с помощью сказки его можно проиграть и гармонизировать внутреннее состояние ребенка.

Таким образом, использование методов арт- терапии в реабилитации и коррекции детей с нарушением опорно – двигательного аппарата имеет много положительных сторон: позволяют установить положительный контакт с ребенком, дают возможности для самовыражения, тем самым повышая его самооценку, общение с другими детьми способствует развитию социализации и коммуникации у детей с НОДА, развиваются творческие способности, нормализуется эмоциональное состояние, улучшается работоспособность. Использование методов арт – терапии позволяет простым и эффективным способом повысить качество жизни ребенка с ОВЗ.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Арт -терапия в работе с детьми ОВЗ»

Рассматриваются возможности использования методов арт-терапии в работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, раскрыты способы работы.

Ключевые слова: нарушение опорно – двигательного аппарата, арт – терапия, изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

Проблема коррекции и реабилитации детей с ОВЗ в настоящее время встает очень остро, так как число детей, имеющих нарушения в развитии увеличивается с каждым годом. Одной из распространённых нозологий являются дети с нарушением опорно – двигательного аппарата. Самой многочисленной категорией, среди людей с нарушением опорно – двигательного аппарата, являются дети с детским церебральным параличом.

У ребенка с НОДА наблюдаются проблемы в адаптации, социализации, коммуникации, самообслуживании, обучении и т.д.

К наиболее распространённым методам работы с детьми с ОВЗ относится арт – терапия.  направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества[1]. Под методами арт - терапии понимается использование техник изотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии и т.д.

Арт-терапия позволяет детям с НОДА активнее участвовать в жизни общества, познавать окружающий мир. Применение такого метода позволяет использовать невербальное общение, что имеет большое значение для детей с ОВЗ, которым сложно выразить свои мысли в словах. Помимо этого, использование арт-терапии с раннего возраста позволяет снизить отрицательный эмоциональный фон, проявления негативизма и заложить благоприятные предпосылки для развития речи.

Самым популярным видом арт-терапии является изотерапия. Изобразительная деятельность является прекрасным способом формирования всех высших психических функций ребенка, налаживания их взаимодействия, благоприятной средой для развития воображения, и выработки устойчивых моторных навыков, снижению тревожности, расслаблению. Способы рисования могут быть разными - это как стандартное, с использованием кисточки, так и рисование пальцами. Можно использовать следующие техники работы: ладошки, тычок, мазки, штампы, спонжи, оттиск, стеки и т.д.

Песочную терапию используют как в работе с детьми, так и со взрослыми. Суть работы с песком достаточно простая - посредством спонтанных манипуляций с данной субстанцией, человек успокаивается, восстанавливается. Очень эффективен данный метод для детей с мышечным тонусом. В процессе работы с песком стабилизируются психический и физический процессы.

Большую роль занятия с песком играют для формирования учебной деятельности. У детей с НОДА они способствуют развитию мелкой моторики, формированию пинцетного захвата, что в дальнейшем поможет ребенку увереннее держать ручку или карандаш. Различные пальчиковые игры с песком позволяют развивать тактильную чувствительность рук, зрительно – моторную координацию, концентрацию и устойчивость внимания, речевое развитие, интерес ребенка к окружающему миру и познавательную активность.

С помощью песка можно рисовать, делать различные фигуры с помощью форм, узнавать свойства предметов и т.д.

Музыкотерапия применяется в лечебных и коррекционных целях. Данный метод позволяет воздействовать на эмоциональное состояние человека, способствовать личностному развитию. Музыка позволяет с раннего возраста закладывать у ребенка интерес и любовь к искусству, творчеству. Для детей с НОДА музыка является отличным способом для снятия эмоционального напряжения. Например, как разгрузка между занятиями или слушать музыку фоном, при выполнении задания. Можно не только прослушивать музыкальные произведения, но и использовать музыкальные игрушки и инструменты, такие как ксилофон, дудка, деревянные ложки и др. Музыка также способствует и речевому развитию, которое у детей с НОДА чаще всего имеет нарушения. С помощью музыкальных занятий можно нормализовать дыхание ребенка, под музыку пропевать различные звуки и слова, развивать артикуляционный аппарат.

Еще одним доступным методом арт – терапии является сказкотерапия.

Сказки являются отличным способом, для того чтобы заинтересовать ребенка. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказкотерапия для детей с НОДА является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире. Вариантов работы со сказкой множество.

Например, пассивное слушание, когда педагог рассказывает сказку, сопровождая ее различными иллюстрациями, или же активной, когда ребенок является непосредственным участником сказки. Можно разыгрывать роли, из какой - то определенной сказки или же придумать ее вместе с ребенком. Например, если у ребенка, есть какой то страх, то с помощью сказки его можно проиграть и гармонизировать внутреннее состояние ребенка.

Таким образом, использование методов арт- терапии в реабилитации и коррекции детей с нарушением опорно – двигательного аппарата имеет много положительных сторон: позволяют установить положительный контакт с ребенком, дают возможности для самовыражения, тем самым повышая его самооценку, общение с другими детьми способствует развитию социализации и коммуникации у детей с НОДА, развиваются творческие способности, нормализуется эмоциональное состояние, улучшается работоспособность. Использование методов арт – терапии позволяет простым и эффективным способом повысить качество жизни ребенка с ОВЗ.


Литература

1.Психотерапевтическая энциклопедия/ под ред. Карвасарского Б.Д. – 2-е изд. – СПб.:Питер, 2002.- 1024 с.

2.Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!