СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности школьников».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из составляющих образа жизни является двигательная активность. Двигательная активность всегда была важнейшим звеном приспособления живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении.

Просмотр содержимого документа
««Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности школьников».»

Тема опыта работы: «Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности школьников».

Актуальность избранной темы объясняется необходимостью оптимизации двигательной активности школьников.

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Как известно, на здоровье человека оказывают влияние следующие факторы: окружающая среда (география, климат, экология) - 20%, система здравоохранения (отсутствие постоянного медицинского контроля, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание) - 10%, генетика - 20%, образ жизни (суточный режим, личная гигиена, закаливание организма, питание, двигательная активность) - 50%.

Как видно, образу жизни отводится значительная роль в сохранении здоровья человека.

Одной из составляющих образа жизни является двигательная активность. Двигательная активность всегда была важнейшим звеном приспособления живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении.

Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности.

Проведя диагностику физического развития в МОУ «Комсомольская школа №2» у детей 3 – 4 классов в 2015 -2016 уч. году результаты показали, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 22% детей, средний - 36%, низкий - 42%.


Анализ последних исследований и публикаций

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Подъязков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей школьного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду. По мнению В.В. Гориневского, Е.А. Аркина подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений.

Согласно концепции школьного общеобразовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни учащихся в школьном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые - педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина).

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей младшего школьного возраста. Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть школьника к движению без принуждения.

Современные теоретические идеи.

Сущность и значимость двигательной активности для детей дошкольного и школьного возраста.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским.

Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

По мнению врачей, рост и формирование мускулатуры происходит одновременно с развитием костной системы ребенка. Под влиянием физических упражнений гибкие, податливые кости ребенка, содержащие много хрящевой ткани, делаются толще, прочнее, становятся более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке.

Чрезвычайно важно, считают педагоги, влияние мышечной деятельности на формирование естественных изгибов позвоночника. «Для хорошей осанки необходимо равномерное развитие мышц туловища. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение, т.к. обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких». «Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще  больших по объему и интенсивности нагрузок».

Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом. Шишкина В.А. отмечает, что на третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами. Главное, нужно заинтересовать ребенка на побуждение действий. Основываясь на исследованиях Шишкиной В.А.. можно сделать вывод: движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других - позже. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения.

Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни. В настоящее время дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме.

Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников и школьников. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма, приучают к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. В настоящее время забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии детей стали занимать приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны активные, здоровые и гармонично развитые личности. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие речи и обогащение словаря – основные воспитательные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных подвижных игр.

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ - ДВИЖЕНИЕ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!