Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемоники при подготовке к ОГЭ»
Использование приемов мнемоники при подготовке к экзаменам
К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету». Поэтому в своей практики я не упускаю случая применить прием использования мнемонических образов при изучении или повторении математических правил. (Мнемоника- искусство запоминания)
1) Например, при изучении значений тригонометрических функций острых углов, я показываю ребятам как можно воспользоваться своей левой рукой. Представьте, что через мизинец вашей руки проходит ось абсцисс (ОХ), а через большой палец – ось ординат (ОУ).Угол между мизинцем и безымянным пальцем составляет 300, а между мизинцем и средним - 450 , угол между мизинцем и указательным пальцами составляет 600, и, наконец, угол между мизинцем и большим пальцем - 900.
900
№0
№1
№2
№3
№4
600
450
300
00
А дальше посчитаем пальцы: примем мизинец за палец №1, безымянный - №2, указательный — это палец №3, большой – палец № 4.
Запомните формулу: sin α
n – это номер пальца
Пользуясь этой формулой очень быстро восстановить таблицу значений sin α, cos α, tg α острых углов:
Значения tg α этих углов можно найти, воспользовавшись формулой tg α =
.
2) При изучении формул приведения использую «Правило лошади» Если мы откладываем угол от вертикальной оси, например, sin (
лошадь говорит «да» (киваем головой вдоль оси OY) и приводимая функция меняет своё название: синус на косинус, косинус на синус, тангенс на котангенс, котангенс на тангенс. Если мы откладываем угол от горизонтальной оси, например, sin (
лошадь говорит «нет» (киваем головой вдоль оси OХ) и приводимая функция не меняет название. Знак правой части равенства совпадает со знаком приводимой функции. Использование этих приемов позволяет детям не «зубрить» формулы и в тоже время успешно применять их при выполнении заданий ЕГЭ.
3) При подготовке выпускников 9 классов по теме «Графики функций» использую такие приемы мнемоники как ассоциации. Например, при выполнении задания «Установите соответствие между графиками функции и формулами, которые их задают
1)у = -2х2-6х-6; 2) у = 2х2 + 6х + 6; 3)у= 2х2 - 6х + 6;
Предлагаю ребятам такую ассоциацию: если у человека «обе руки одинаковые(левые) – это неправильно, значит двигаемся влево», если «обе руки разные, левая и правая -это правильно, значит двигаемся вправо» , а дальше смотрим на первые два коэффициента a и b в формулах: «если коэффициенты одинаковых знаков – движемся влево, если разных – вправо» .Ответ:321
4) При решении линейных уравнений учащиеся допускают ошибки при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, поэтому предлагаю ребятам такую ассоциацию: знак равенства – это граница, а при переходе через границу нужно менять паспорт, поэтому при переносе слагаемого из одной части уравнения в другую – меняем знак на противоположный.