Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Еткульский детский сад «Одуванчик»
«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Рыженкова М.В.
ЗАДАЧИ:
. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Важной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Мнемотехника
- в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи (Т. В. Большева, Л. Е. Белоусова, Т. Б. Полянская
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
- Развитие связной речи;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Формировать интерес к художественной литературе;
- Обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
- Знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
- Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
- Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное
Этапы работы над стихотворением:
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
- Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Если кончится мороз
Если кончится мороз, Снег растает белый, Что же дедушка Мороз Бедный станет делать? Побежит с него вода Ручейками на пол, С бороды его тогда Тоже станет капать? Добрый дедушка Мороз, Миленький, любименький! Спрячься, дедушка Мороз, В нашем холодильнике!
В. Данько
Модель русской народной сказки «Репка»
Результат использования мнемотехники у детей:
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.