«Развития критического мышления на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС»
В наши дни образование понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную гражданскую и жизненную позиции, успешно решать сложные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требованияй в разных сферах общества.
Сегодня цель учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».
Профессиональный стандарт определяет, что педагог должен владеть основными психологическими подходами: культурно-историческим, деятельностным и личностным и ставит триединую задачу: обучение, воспитание, развитие, требует: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современности.
Содержание предметов история и обществознание в полной мере позволяют реализовать требования к личностным и метапредметным результатам.
Как этого добиться? Какую технологию применить?
Уже много лет я работаю с приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология является системой методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Чаще всего используется работа с текстом (осмысленное чтение) и письмо( умение выражать свои мысли в схемах, составлять лист опорных сигналов или опорный конспект- ОК). Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающейся и постоянно обновляющейся информацией; умение выражать свои мысли лаконично, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность заниматься самообразования; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать положительные взаимоотношения с другими людьми. И, самое главное, обеспечивает включение каждого учащегося в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания. Есть множество возможностей необычно начать урок, заинтересовать, создать ситуацию успеха, провести контроль, рефлексию(как эмоциональную, так и оценочную), а значит повысить мотивацию к деятельности.
Что же такое критическое мышление? И.В. Муштавинская дает следующее определение:
-«это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что необходимо дополнить, а что –отвергнуть».
Можно сказать, что это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, это отправная точка для развития творческого мышления.
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
Задает вопросы Создает ситуацию актуализации опыта ученика Формирует мотивацию ученика | Вспоминает всё, что знает по данной теме Ставит собственные цели обучения, выбор УУД для достижения целей Определяется в своих мотивах и целях |
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (заметки, составление таблиц, схем), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
Предлагает опорный текст по теме Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии Управляет групповой динамикой Поддерживает мотивацию и цели Учит работать сообща | Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии Участвует в групповом взаимодействии Корректирует поставленные цели Получает новые знания Слушает, задаёт вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации |
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
Ворачивает учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения; Дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученного материала | обобщает в групповой работе весь изученный материал постановка новых целей обучения размышление, рождение нового знания самооценка своей деятельности |
Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека и используются на разных стадиях урока. Итак, рассмотрим некоторые из них.
Стадия вызова : * рассказ -предположение по ключевым словам темы;
тема-перевертыш
постановка цели на урок, выявление УУД, способов работы, заполнение ИОП.;
*определение темы урока по прослушанной песни, стихотворению, притче или выступлению
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группах. Стадия осмысления:
* предлагаю опорный конспект по теме(или составляем его в процессе работы)
использование методов активного чтения, делают пометки на полях, ищут ответы на поставленные вопросы, добывают и осмысливают информацию
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, материал параграфа, видеофильм или видеоурок, ресурсы Интернет).Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.(эмоциональная и оценочная).
* Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» ??? | «Толстые»??? |
Кто….? Что…? Когда…? Было ли..? Согласны ли вы …? Верно ли…? | Дайте объяснение, почему? Почему вы считаете..? В чем различие..? Предположите, что будет, если..? |
Синквейн, телеграмма в прошлое, эссе-приемы письменной рефлексии.
Прием « Шесть шляп» формирует: *умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам, ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащиеся приобретают одну из шляп. Их обладателям необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.(белая-конкретные суждения, желтая- позитивные суждения, черная -проблемы и трудности, красная- эмоциональные суждения, зеленая -творческие суждения, предложения, синяя- обобщение сказанного, философский взгляд).
Рисуем свое настроение , использование фраз (я понял, я узнала. Я не согласен, было интересно, теперь я могу, я почувствовал, меня удивило, урок дал мне для жизни..),делимся впечатлениями от урока.
Приемы данной технологии способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.
Самсонова Елена Леонидовна,
Учитель истории и обществознания МБОУ ООШ с.Нижний Стан