СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов ТРКМ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРКМ - это технология, которую я применяю в своей практике. "Критическое мышление" - это новый взгляд на урок.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов ТРКМ»

 « Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии и биологии » « В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,  чем сообщить ему те или иные знания».    Л.С. Выготский   Выступление на ШМО Из опыта работы учителя географии Холодовой Антонины Ивановны МКОУ Новокриушанская СОШ

« Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии и биологии »

« В обучении гораздо важнее

научить ребенка мыслить, чем сообщить ему

те или иные знания».

Л.С. Выготский

Выступление на ШМО

Из опыта работы учителя географии

Холодовой Антонины Ивановны

МКОУ Новокриушанская СОШ

 Что такое технология  «критического мышления»?  «Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания.  .

Что такое технология «критического мышления»?

«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания.

.

Технология позволяет: 1. осмыслить полученную информацию. 2. изучить новое .  3. сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Технология позволяет:

1. осмыслить полученную информацию.

2. изучить новое .

3. сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Цели технологии  развития критического мышления 1. Мотивация к учению 3. Развитие рефлексивного умения Цели 2. Расширение знаний и развитие  интеллектуальных умений 4. Формирование обобщений

Цели технологии развития критического мышления

1. Мотивация к учению

3. Развитие рефлексивного умения

Цели

2. Расширение знаний и развитие

интеллектуальных умений

4. Формирование обобщений

ПРАВИЛО 3-х П при ТКМ

ПРАВИЛО 3-х П при ТКМ

Этапы реализации технологии  критического мышления Актуализация имеющихся знаний; мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса. Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу. Стадия рефлексии Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями. Стадия осмысления Стадия вызова

Этапы реализации технологии критического мышления

Актуализация имеющихся знаний; мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса.

Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу.

Стадия рефлексии

Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями.

Стадия осмысления

Стадия вызова

 Приемы технологии:    «Как вы объясните народную мудрость»  «Поясните цитату»  Построй цепочку  Кластер  Таблица «З-Х-У»  Покопаемся в памяти  Корзина идей  Инсерт (пометки на полях)  Слепое письмо  «Тонкие и толстые» вопросы Найди лишнее «Контур-символ»  Синквейн Ступеньки познания

Приемы технологии:

  • «Как вы объясните народную мудрость»
  • «Поясните цитату»
  • Построй цепочку
  • Кластер
  • Таблица «З-Х-У»
  • Покопаемся в памяти
  • Корзина идей
  • Инсерт (пометки на полях)
  • Слепое письмо
  • «Тонкие и толстые» вопросы
  • Найди лишнее
  • «Контур-символ»
  • Синквейн
  • Ступеньки познания

З-Х-У  ЗНАЮ   ХОЧУ УЗНАТЬ   УЗНАЛ

З-Х-У

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

ПРИЕМ «ПОКОПАЕМСЯ В ПАМЯТИ» Назовите тему урока? Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером (соседом). После обсуждения все учащиеся должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Это способствует развитию дискуссии и дружественным разногласиям по обсуждаемым вопросам.

ПРИЕМ «ПОКОПАЕМСЯ В ПАМЯТИ»

Назовите тему урока?

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером (соседом). После обсуждения все учащиеся должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Это способствует развитию дискуссии и дружественным разногласиям по обсуждаемым вопросам.

Прием «Корзина идей» Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Выделяется ключевое понятие изучаемой темы и предлагается учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется схема, отражающая имеющиеся у учащихся знания по конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Прием «Корзина идей»

  • Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Выделяется ключевое понятие изучаемой темы и предлагается учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется схема, отражающая имеющиеся у учащихся знания по конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Прием «Кластер» 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.  Фотосинтез

Прием «Кластер»

  • 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
  • 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
  • 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Фотосинтез

лист Углекислый газ Фотосинтез глюкоза вода свет хлорофилл Цель : развивать мыслительную деятельность Тема: «Фотосинтез». БИОЛОГИЯ, 6 класс.

лист

Углекислый газ

Фотосинтез

глюкоза

вода

свет

хлорофилл

Цель : развивать мыслительную деятельность

Тема: «Фотосинтез». БИОЛОГИЯ, 6 класс.

 ПРИЕМ «КЛАСТЕР» Тема: Рельеф Земли .6 класс

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

Тема: Рельеф Земли .6 класс

Составим кластер Применяю карточки с магнитами, учащийся должен выйти к доске и расставить все слова по своим ячейкам, а остальные проверяют правильно ли выполняется задание.   Ориентирование по компасу по солнцу по звездам по местным признакам в лесу на открытой местности в городе Тема: Ориентирование. 5 класс

Составим кластер

  • Применяю карточки с магнитами, учащийся должен выйти к доске и расставить все слова по своим ячейкам, а остальные проверяют правильно ли выполняется задание.

  • Ориентирование
  • по компасу
  • по солнцу
  • по звездам
  • по местным признакам
  • в лесу
  • на открытой местности
  • в городе

Тема: Ориентирование. 5 класс

Перед вами несколько фотографий и картин различных художников. Определите по ним основные стороны горизонта

Перед вами несколько фотографий и картин различных художников. Определите по ним основные стороны горизонта

Приём «Пометки на полях»  Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: «+» - если считают, что это им известно; «-» - если считают, что это противоречит знаниям, которые у них есть; « v » - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, требует разъяснений.

Приём «Пометки на полях»

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, требует разъяснений.

ПРИЕМ «Слепое письмо»    Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины: Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску.   цель :  способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти. Тема: «Клетка». БИОЛОГИЯ, 5 класс.

ПРИЕМ «Слепое письмо»

  • Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины:
  • Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску.

цель : способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.

  • Тема: «Клетка». БИОЛОГИЯ, 5 класс.
 Прием «Толстые и тонкие вопросы» Данный прием развивает умение задавать вопросы. «Тонкие» – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Тонкие вопросы Толстые вопросы  Кто? Что? Где? Когда? Может...?  Будет...?  Могли...?  Было ли? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите , что будет, если...?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием развивает умение задавать вопросы.

«Тонкие» – вопросы, требующие однословного ответа.

«Толстые» вопросы – требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто? Что? Где? Когда? Может...?

Будет...?

Могли...?

Было ли?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете...?

Почему Вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите , что будет, если...?

«Построй цепочку» Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Пример 1. Расположите города с запада на восток : Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград. Пример 2. Расположи географические объекты с севера на юг : нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.

«Построй цепочку»

Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример 1. Расположите города с запада на восток : Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.

Пример 2. Расположи географические объекты с севера на юг : нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.

Прием «Контур – символ»    Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации  Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

Прием «Контур – символ»

Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации

  • Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).  Пример 2. Монголия, Япония, Германия, Китай, Индия. (Германия, находится в Европе, остальные в Азии). Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Нил. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).

Пример 2. Монголия, Япония, Германия, Китай, Индия. (Германия, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Нил. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

.  Стадия - «Рефлексия». На этой стадии решаются следующие задачи: - корректировка и систематизация знаний; - помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; - помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала; закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими .

.

Стадия - «Рефлексия».

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

  • закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений.

Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими .

Прием устной рефлексии Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:  Что на уроке показалось вам интересным и необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?  Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?

Прием устной рефлексии

  • Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
  • Что на уроке показалось вам интересным и необычным?
  • Что вызвало затруднения?
  • Какие предположения подтвердились?
  • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
  • Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
СИНКВЕЙН 1 Тема ( одно слово – существительное ) 2 Байкал Два прилагательных , описывающие это слово 3 Глубочайший, чистейший Три глагола , описывающие действия 4 5 Поит, кормит, поражает Фраза из 4-х слов , которая выражает личное отношение к предмету или объекту Стремлюсь своим потомкам подарить Синоним существительного , характеризует суть предмета или объекта Жемчужина

СИНКВЕЙН

1

Тема ( одно слово – существительное )

2

Байкал

Два прилагательных , описывающие это слово

3

Глубочайший, чистейший

Три глагола , описывающие действия

4

5

Поит, кормит, поражает

Фраза из 4-х слов , которая выражает личное отношение к предмету или объекту

Стремлюсь своим потомкам подарить

Синоним существительного , характеризует суть предмета или объекта

Жемчужина

 СИНКВЕЙН (5 - 6 классы) Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара  Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара  Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара  Река Равнинная, горная Течёт, шумит, несёт Река – объект неживой природы Часть гидросферы    Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент

СИНКВЕЙН (5 - 6 классы)

Пустыня

Безжизненная, сухая

Пылит, печёт, губит

Сахара – самая большая пустыня

Жара

  • Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара
  • Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара

Река

Равнинная, горная

Течёт, шумит, несёт

Река – объект неживой природы

Часть гидросферы

Африка

Большая, страшная, чёрная

Пугает, завораживает, интересует

Древняя родина всех людей

Континент

  • Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент
  • Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент

Восстановите синквейн  … … , смешанный … , …, бережём Зелёные лёгкие нашей планеты …

Восстановите синквейн

, смешанный

, …, бережём

Зелёные лёгкие нашей планеты

Ступеньки познания

Ступеньки познания

Значение технологии  развития критического мышления в образовательном процессе. Формирует самостоятельное мышление Вооружает методами и способами самостоятельной работы  Реализует возможность управлять образовательным  процессом в системе  «учитель-ученик» Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса

Значение технологии развития критического мышления в образовательном процессе.

Формирует

самостоятельное

мышление

Вооружает

методами

и способами

самостоятельной

работы

Реализует

возможность управлять

образовательным

процессом в системе

«учитель-ученик»

Позволяет влиять

на результат и цели

образовательного

процесса

Повышение мотивации к изучению предмета Повышение уровня активности творческого мышления   ВЫВОДЫ:  ТРКМ соответствует требованиям   ФГОС, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий:   личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.   Положительная динамика качества знаний

Повышение мотивации к изучению предмета

Повышение уровня активности творческого мышления

ВЫВОДЫ: ТРКМ соответствует требованиям  ФГОС, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий:  личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Положительная динамика качества знаний

Помните следующие правила:  Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Больше всего дети утомляются в бездействии . Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

Помните следующие правила:

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
  • Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии .
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!