СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёма « фишбоун» для развития критического мышления обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология Фишбоун  способствует развитию у детей критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Использование приёма « фишбоун» для развития критического мышления обучающихся»

Секция1.Творческая педагогическая деятельность как эвристическая составная развития личности



Королёва Светлана Михайловна,

учитель биологии и химии

ГОУ ЛНР « Артемовская средняя школа№8»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА « ФИШБОУН» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Ключевые слова: критическое мышление, «фишбоун», схематическая диаграмма, причинно - следственные связи


Актуальность статьи. На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Школа – это та среда, в которой обучающиеся проходят не только процесс социализации, но и получают поток всесторонних образовательных знаний. Сегодня обучающимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?

Как помочь усвоить этот материал?  

Как вовлечь учеников в образовательный процесс?

Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно?

Как научить учиться?

   Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Ведь характерной чертой нового стандарта образования является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик должен сам получать знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию и означает умение учиться. Ведь в настоящее время и общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Именно системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1]

Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать не только, чему учить, но и как учить на строго научной основе. Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления, которая не только способствует развитию у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию, но и не требует глобальной перестройки урока.



Данной проблеме уделяли большое внимание в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.

Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А.  в методическом пособии « Технология развития критического мышления» раскрывают суть данной инновационной технологии, обращая внимание на приемы ее достижения: «Фишбоун», « Ассоциация», « Концептуальная таблица», « Тонкие и толстые вопросы» и т.п.

В труде « Критическое мышление: технология развития» авторы Загашев И.О., Заир – Бек С.И. дают полную характеристику структуры критического мышления (стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии), технологическую карту урока с рекомендациями по использованию современных приемов на различных этапах урока .

А в статье «Технология развития критического мышления. Фишбоун» дается характеристика данного приема на различных этапах урока. Отмечено, что данный прием дает возможность обучающимся не только развивать самостоятельность в получении знаний, анализировать полученную информацию, но и устанавливать причинно - следственные связи.

Цель статьи – познакомить педагогов с одним из приемов критического мышления – приемом « Фишбоун».

В своей работе я хочу остановиться на методическом приёме «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Что такое фишбоун?

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.[4]

Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;

  • уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;

  • способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.

Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.  

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;

  • развивать критическое мышление;

  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Схема Фишбоун может быть разнообразной и составлена заранее .

С применением технических средств ее можно сделать в цвете. 

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения [6].

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове

Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроках

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, биологии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [7]

Формы работы на уроке

Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске [5].

Работа в группах. 

1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении



Выводы:

«Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

  • критическое мышление;

  • взаимодействие в группах;

  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Этот приём хорош ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.



Использованная литература :

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

  2. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

  3. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.

  4. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19

  5. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

  6. Прием « Фишбоун» как способ развития критического мышления . Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/

  7. Выступление на тему «Метод Фишбоун» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-tiemu-mietod-fishboun.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

19.04.2019 21:14
Мальцева Алла Владимировна @av79
Спасибо!
13.11.2018 22:35
Нестерова Юлия Владимировна @yuliyar
очень познавательно
13.11.2018 22:35
Нестерова Юлия Владимировна @yuliyar
спасибо
13.11.2018 22:35
Нестерова Юлия Владимировна @yuliyar
очень познавательно

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя